Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

От тела к культу

179

комиссия отметила, что остались целыми голова, лицо, ногти на руках и на ногах, и объявила, что тело сохранилось полностью. Состояние останков и отсутствие какой бы то ни было информации о земной жизни святого были перевешены показаниями шести живых свидетельниц его чудесных целительных сил. Феодосии и митрополит Макарий одобрили почитание святого, а Феодосии распорядился, чтобы мощи положили в раке и накрыли покровом, а над ними была устроена гробница 31.

Даже если показания на следствии казались заслуживающими доверия, открытия, связанные с состоянием мощей, могли повредить признанию святого. После того как Москва официально признала двух яренгских святых, проблема возникла во время переноса их мощей в новую церковь. Игумен Соловецкого монастыря Варфоломей, который возглавлял церемонию, обнаружил тело св. Иоанна в основном неповрежденным, а потому оно и не вызвало сомнений. Однако кости св. Логгина были в ином состоянии, «яко разсыпаны суть мощи святаго, и с перьстию смешены, яко бы их до обьщаго Воскресения не двигнути, понеже с перьстию смесишася». Варфоломей отказался приступать к переносу; он смазал мощи миром, обрызгал их святой водой и приказал положить обратно в могилу. Но местный священник из Яренги и некоторые из соловецких монахов были огорчены таким обращением со св. Логтином, и они попросили Варфоломея пересмотреть свое решение. Даже несмотря на то, что останки двух святых были обнаружены в разное время и в разных местах, люди, которые поддерживали их культ, настаивали на том, чтобы с мощами поступали сходным образом: «Всесилныи оубо Господь морем сочетая вкупе яко братию, ового от востока, ового от запада, сице и ныне да нераслучены будут друг от друга. Яко ж Духом вкупе Святей Троицы предстоат, тако и святыя их мощи неразлучимы да будоут». Варфоломей смягчился и позволил им посмотреть еще раз на останки св. Логгина. Когда они извлекли их из-под земли, они распространяли вокруг себя несказанный запах святости (несомненно, это было результатом их обработки в предыдущие дни!), и Варфоломей согласился возобновить их перенос 32.

Подобным же образом архиепископ Холмогорский Афанасий уступил давлению в случае с признанием святых Вассиана

180

От тела к культу

и Ионы У неких. В 1694 г. монахи Пертоминского монастыря добивались признания местных чудотворных мощей, обратившись к Петру Великому, который укрылся у них от шторма. Петр был готов согласиться с их просьбой, но архиепископ Афанасий, который его сопровождал, проявлял скептицизм. Однако он «не можаше сопротивитися воле Цареве и желанию всего сугклита царскаго». Но когда пришло время извлечь мощи, оказалось, что состояние останков желает много лучшего: «Мощи единаго от преподобных [представляли собой] главу и кости с перстию, другаго же преподобнаго мощей не обретоша; смотрением Божиим, како убо и почто не обретошася. Никто же о сем весть, разве кто возможет Бога о сем вопросити? Обаче во всех явлениях и чюдотворениях обои купно всюду показовахуся, еда ли вся ложна писанная бяху прежде от всех». К счастью для пертоминских монахов, Афанасий не воспользовался состоянием мощей как поводом для того, чтобы отменить канонизацию. Вместо этого он поведал царю: «Яко сии кости познаваю их свя-тыя суще, а не яко же обычно знаем смертных человек» 33.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017