Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Комиссия последовала этим инструкциям, опросив множество людей и зафиксировав описания пятнадцати чудес. Все люди, которые чудесным образом исцелились, восемь мужчин и семь женщин, были мирянами скромного социального положения.

178

От тела к культу

Женщины рассказывали о себе на пару с мужчинами. Например, когда крестьянин Тихон Тарутин пришел, чтобы дать показания о чудесном исцелении его жены Матрены, у него потребовали, чтобы она явилась персонально. Ее исцеление (избавление от болей сердца) произошло за тридцать лет до этого. Действительно, все чудеса произошли не менее чем за пять лет до следствия, а половина из них даже более чем за 15 лет до него29. В связи с этим большинство показаний исходило от старых людей, слово которых вообще имело больший вес в юридическом процессе России того времени.

Следствия по поводу чудотворных мощей не всегда приводили к тем результатам, на которые рассчитывали местные власти. Чиновникам из Мангазеи было трудно даже просто привлечь внимание вышестоящего начальства. В 1653 г., после того как святому приписали спасение группы купцов от внезапной летней снежной бури, воевода Мангазеи отправил перечень чудес святого архиепископу Тобольскому Симеону. Симеон переслал его в Москву с запросом: «Для свидетельства тех мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль, твоему государеву богомольцу, или кого, государь, мне позволишь послать?» С типичной русской бюрократической эффективностью запрос Симеона был сдан в архив Сибирского приказа еще до того, как по нему предприняли какие-нибудь действия [Ромодановская 1986:196; Пивоваров 1977:62,71; Бахрушин 1955:336-337]. Прождав шесть лет, священник мангазейской Троицкой церкви вновь отправил донесение архиепископу Симеону, который на этот раз решил поступить по собственному разумению и послал людей для «досмотра» гробницы. Результаты оказались двойственными: «...Гробница де вся цела, только немного зачернела. А в гробнице мощи: глава и рука и ноги и все человеческое подобие по обычаю, только кости, а плоти на них нет — истлела...» 30. Неизвестно, что думал архиепископ Симеон о докладе комиссии, однако он не предпринял никаких мер. для того, чтобы ликвидировать культ. Местное население Мангазеи оценило сам «досмотр» мощей как подтверждение святости Василия.

В случае с Иаковом Боровицким комиссия архиепископа Феодосия запротоколировала состояние трупа в деталях. Кожа присохла к костям, и на правой руке не хватало трех пальцев. Однако


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017