Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Поскольку само состояние мощей и их способность творить чудеса предоставляли все данные, необходимые для признания святого, в официальных расследованиях культов уделялось мало внимания сбору сведений о жизни святых. Комиссии, которую патриарх Филарет отправил в 1624 г. для исследования культа Иоанна и Логгина Яренгских, было поручено разузнать о начале почитания и собрать сведения о чудесах, но при этом ничего не

От тела к культу

177

говорилось о необходимости установить, кем были святые при жизни 25. Комиссия по поводу Иакова Боровицкого, посланная архиепископом Феодосием из Новгорода в 1544 г., расспрашивала о его земной жизни, однако с готовностью приняла извинения по поводу того, что о ней ничего не было известно 26.

По поводу большинства святых, о которых здесь рассказывается, на каком-то этапе развития их культов проводилось расследование, причем иногда даже более одного раза. В случае с безымянным архангельским чудотворцем и первоначальное дознание, и формальное дознание в следующем году осуществлялись светскими чиновниками во главе с воеводой Буйсоновым-Рос-товским, который был одним из инициаторов возникновения культа. Комиссия, назначенная архиепископом Новгородским Феодосием в 1544 г. для исследования культа св. Иакова Боровицкого, состояла из десяти персон, включая шесть священников и четырех мирян. Одним из членов комиссии был священник Иван из церкви св. Бориса и Глеба в Боровичах, который ранее подал прошение о признании святого 21. Понятно, что задача в этих случаях состояла не в том, чтобы разоблачить культ, но скорее в том, чтобы продемонстрировать его достоверность.

Дознание о культе св. Иоанна и Логгина имело сначала более нейтральный характер. По повелению патриарха Филарета митрополит Новгородский Макарий назначил комиссию, состоящую из настоятеля и одного из его светских помощников, и дал им следующее поручение:

«И тех людей, которых чюдотворцы Иван и Логин исцелили, сыскивати; сыскав, ставити их для свидетельства пред собою. И поставя их пред собою, роспрашивали накрепко, хто какою немощию был болен, и сколко лет, и как кому от чюдотворцов Ивана и Логина было исцеление, тут ли у чюдотворцовых гробов, или в чих домех, или идучи на пути; да что они перед вами в рос-просе скажут и про тое их скаску сыскивали их родом и племенем, скол давно тем их родимцом болезнь учинилася, и сколко лет они от тех своих болезней исцелели, и где исцелели...» 28.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017