Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Иконописцу более всех требовалось восстановить облик святого. Хотя иконы и не были портретами в буквальном смысле,

От тела к культу

173

а скорее образами, диктуемыми каноном, художнику все же надо было знать, изображать ли святого молодым или старым, иноком или мирянином, а также определить цвет его волос и одежды. Решая, как писать икону, художник опирался на свидетельства почитающих святого о его внешности, на собственные видения, на внешний вид мощей. В случае с Прокопием Устянским купец, который заказал икону, основывался на своем собственном видении святого, чтобы проинструктировать иконописца. Художник также открывал гроб, чтобы непосредственно лицезреть останки. Очевидно, несмотря на их «нетленное» состояние, внешний вид мощей сам по себе не был достаточным пособием для художника [РГИА. Ф. 796. Оп. 25. № 723. Л. 592об.-593]. В случае с Иоанном Яренгским два человека, наблюдавших его видения, описали святого как человека с «черной бородой» и статного («саном украшен, браду черну имея»); один из двоих также отметил, что он носил церковные облачения. Иконописцу и самому было видение святого, которое согласовывалось с другими сообщениями только в том, что касалось темной бороды, поэтому он изобразил св. Иоанна таким образом: «лице аки Предтечю Иоанна, а бороду аки Pax разбойник, срачицу ветху, руце его согбене». После того как икона была помещена в иконостас яренгской церкви, она повлияла на то, как верующие вспоминали о своих встречах со святым. Например, один старик вспомнил о видении, которое было ему «до написания образа Иванно-ва»: святой выглядел как человек в потертой одежде, с длинными волосами на голове, руки его были согнуты, а своего лица он не показал («рубы ветхи, власы на главе долги, руце согбени, лица своего не показал ему») 18.

Видения верующих не только проясняли внешнее обличив святых, но также во многих случаях подсказывали и их имена. Св. Гликерия из Новгорода и Мария из Сорочинец были исключениями; люди, присутствовавшие при открытии их мощей, полагали, что знают, кто они такие. Но большинство неопознанных тел святых годами оставались безымянными. Имя чудотворца из местечка Л ютенька не было известно в течение многих лет до тех пор, пока он не явился приходскому попу и не назвал себя Автономом 19. Архангельский чудотворец все еще не имел имени к тому времени, когда было предпринято разыскание о его


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017