Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Через три года после того, как гроб Василия Мангазейского вышел из земли, начались чудотворения, и они начали быстро прибавляться. Первым излечился мангазейский стрелец Тимофей Сечеников, имевший 13 болячек на руке. В августе 1652 г. Димитрий Евтропиев сообщил о том, что по милости святого он излечился от болезненного нарыва «на левой стране тайных уд». Он обратился с молитвой о помощи к святому только после того, как местный коновал, за которым он послал, оказался столь пьян, что не смог к нему прийти. К тому времени, когда в августе 1653 г. местные власти сообщили о новом святом тобольскому епископу, были зафиксированы 8 новых чудес: святой явился во сне промышленному человеку Григорию Коротаеву и целовальнику Григорию Иванову, вернул зрение ослепшему на зимовье Гавриле Давыдову, исцелил промышленного человека и стрельца от болей в спине, спас тонувшего в проруби, предотвратил самоубийство Федора Кобякова, у которого «была тяжкая злая кручина», и по молитве торговых людей остановил бурю и снегопад, которые не позволяли им плыть по Тунгуске-реке [Ромодановская 1986:192-196]. Если все, с кем совершались первые чудеса св. Василия, были мужчины, чего и следовало ожидать в крепости и торговом поселении северной Сибири, то все первые чудеса св. Иако-

От тела к культу

171

ва Боровицкого были явлены женщинам. На дознании, проведенном в 1544 г., шесть женщин сообщили о чудесном исцелении: одна до этого два года не могла передвигаться на ногах, другая семь лет страдала «главным недугом... и гной из ушей шел, глава и лицо пухло», две другие излечились от слепоты и еще две — от беснования 17 За первым чудом Артемия Веркольского, произошедшим в 1577 г., не последовали другие (или по крайней мере они не были зафиксированы) до 1584 г., зато в течение последующих 26 лет ему были приписаны 62 чудесных исцеления: 33 мужских, 27 женских и 2 — детей, принесенных их матерями. Как единственному местночтимому святому Артемию Верколь-скому приходилось выступать в качестве целителя в самых разнообразных случаях. Хотя большинство пациентов обращались к нему с болезнями глаз и расслаблением конечностей, он также помогал при сердечных заболеваниях, внутренних болях, простудах, зубных болях, вздутиях лица, кровотечениях, умопомешательстве, одержимости бесами, утрате аппетита и бесплодии [СГУ. № 996. Л. 37-62]. В то время как почитатели этих святых, по-видимому, имели довольно много записей об исцелениях, последователи других культов, таких как Марии из Сорочинец, довольствовались устными сообщениями. Когда в XVIII в. церковная бюрократия стала отдавать предпочтение письменной документации перед устными свидетельствами, для почитателей таких культов настали тяжелые времена выяснения «подлинности» их святых.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017