Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Христианские источники культа св. Параскевы

157

до произнесла, отказываясь выйти замуж за известного, но грешного человека: «Имею истиннаго жениха Христа и иного мужа не требую» 24. В контексте средневекового общества, в котором браки происходили между семьями, право девушки выбирать супруга по существу сводилось к возможности отказать нежеланному жениху. Святая сделала именно то, что легко могло послужить примером для девушек, побуждая их настаивать на своих предпочтениях.

Хотя многие черты народного культа св. Параскевы могут быть, таким образом, возведены к агиографическим текстам, есть два ключевых момента, которые не имеют книжного источника: ее покровительство женским домашним работам, главным образом прядению, и ее покровительство купцам. Не найдя в житии упоминаний ни о купцах, ни о шитье, исследователи сделали вывод, что эти мотивы должны восходить к нехристианским источникам. В частности, они объяснили тесную связь между Параскевой и пятницей тем, что в древнем мире этот день посвящался женским божествам (Венера, Фрейя) и он же был днем основных сделок на ярмарках25. Однако характерные черты Параскевы не соответствуют чертам Венеры или Фрейи: она покровительствует праведному поведению женщин, а вовсе не сексуальной активности. Да и пятница не обязательно была так уж важна для купцов. Патронажные функции Параскевы вряд ли следует искать в далекой дохристианской традиции; они вполне могут быть возведены и к церковному источнику. Как мы уже видели, Параскева представляла собой не просто персонификацию пятницы, но главным образом Страстной Пятницы, предшествующей Пасхе. Действительно, ее память первоначально отмечали только в Страстную Пятницу. В сборнике о чудесах в новгородской церкви св. Параскевы отмечается, что специальные молитвы в ее честь исполнялись после литургии в Страстную Пятницу 26. Но ни одно из чтений средневековой литургии в день Страстной Пятницы не упоминает святой по имени Параскева, да и вообще какой-либо женской фигуры, за исключением Божьей Матери. Однако одно чтение из приготовительной службы (по-гречески [хеуосХг) 7иараахбУТ)) 27, взятое из Книги притчей Соломоновых, изображает идеальную жену:

158

Христианские источники культа св. Параскевы

Женоу доброу кто обрешеть? Дражаиши есть камение многоцень-наго. Таковая даруетьсе о ней сердце моужу ее. Такова бо от добрые корыстие не лишитьсе. Творить бо мужеви добро все житие обретыпи, бо вльноуи лънь створить благо потребна роукама своима. Бысть аки корабль коупы, деющи издалече себе сьбираю-щи богатьство. И вьстающи изь нощи и дело рабынамь видевыни бо тежание коуповаше. От плода же рукоу своею насадить сте-жание... И роуце свои простираеть на пользьнае, лакети же свои утврьждаеть на вретено, а роуце свои отврьзаеть убогоу, плодь же дасть нищоу... Уста же свое отврьзаеть смысльно и законьно и чиньна рекьвание езыкомь своимь. Вь крепость и вь лепотоу облечесе, и веселитьсе вь дни последьнее. Узька проходища дому ее, брашна же ленивыхь не снесть. Уста же свое отврьзаеть пре-моудро и законьно. Милостине иже е вьзави господиноу чеда ее, и разьбогатеше и мужь ее похвали ю: многи дьщери стежаше богатьство, и много створише сильна; ты же преспе ей 28.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017