Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Причины соотнесения св. Параскевы и пророка Илии менее очевидны. Одна из них кроется, возможно, в народном обычае соблюдать пятницы перед большими праздниками, включая день Илии-пророка, как указано в пошехонском тексте. Оба образа были связаны с торговыми ярмарками в середине лета, что видно из того же жития Адриана Пошехонского, и обоим посвящались праздники на протяжении одной недели, 20 и 26 июля. Связь между Параскевой и Илией отчасти сохраняется и в крестьянской культуре XIX в. [Синозерский 1896: 538]. Тем не менее Параскева обычно не ассоциируется с архангелом Михаилом, день которого, 2 ноября, находится совсем близко к октябрьскому празднованию обеих святых Параскев. Житие Параскевы-отшельницы в версии, сочиненной Евфимием/Цамб-лаком, дает ключ к пониманию этой ассоциации между святой и библейским Илией: автор жития сравнивает Параскеву и Илию, поскольку оба стремились к уединенной жизни в пустыне. Ев-фимий также сравнивает Параскеву с Иоанном Крестителем, что помогает понять, почему девка Гликерия имела видение св. Параскевы в день Иоанна Крестителя [Великие Минеи Четий 1874:1027].

Свидетельства из России XVI и XVII вв. говорят о том, что св. Параскева в это время уже была исключительно покровительницей женщин. Текст Стоглава явно причисляет к числу нарушителей христианских норм именно женщин («мужики и женки и девки и старые бабы»). Хотя торговые люди, особен-

Христианские источники культа св. Параскевы

155

но из Ярославля, Костромы, Вологды и Романова, были связаны с зарождением пошехонского культа, женщины также играли в нем важную роль. В житии говорится о том, что местная вдова Ирина Чеглокова пожертвовала деньги на строительство церкви и даже назначила в нее священника — того самого Ивана Прокофьева, который высказал предложение об основании храма:

По зему (!) же тому бывшу в поместье за вдовою за Ириною Кор-нилиевою женою Чеглокова. И влагаетъ Богъ в сердце богоугодную мысль Ивану Прокопиеву, и прииде ко вдове Ирине Кор-нилиеве жене Чеглокове, и благословляется на том пустом месте у ребины церковь воздвигнута во имя святаго и славнаго пророка Илии и мученицы Христовы Пятницы. Вдова же Ирина не токмо едину церковь повеле строити Ивану Прокопиеву, но еще и самому ему повелевает совершитися в попы к той церкве, но и отцемъ духовным себе нарече 22.

И все же причины, по которым культ Параскевы так сильно притягивал женщин, пока остаются не вполне ясными. Как святая-покровительница домашних работ она служила важной цели: давала женщинам возможность утвердить их собственные стандарты поведения. Говоря голосом святой, женское сообщество могло выразить свое неодобрение по отношению к неусердной работе других женщин или к их чрезмерному старанию. Не случайно фольклорные рассказы, записанные в XIX и XX вв., изображают св. Параскеву, а не каких-нибудь других женщин, наказывающей ленивых или хвастливых девушек. Однако эту функцию могли выполнять несколько святых, и, конечно, у православного пантеона не было недостатка в женских персонажах: прежде всего это Богородица, но также и множество других святых жен. В Западной Европе в позднее Средневековье св. Анна, мать Девы Марии, стала любимицей женщин, и ее покровительство женским домашним работам напоминает соответствующие функции Параскевы [Ashley, Sheingorn 1990].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017