Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

144

Христианские источники культа св. Параскевы

щихся св. Параскевы, потому что корни почти каждого элемента народной традиции можно найти в далеком прошлом. Вероятно, аналогии всем христианским верованиям и обычаям в России и в Западной Европе можно найти в языческих системах древнего и средневекового мира. Эти верования определенно продолжали сохраняться, потому что с их помощью выражался общечеловеческий опыт. Тем не менее символы могут интерпретироваться по-новому в новых контекстах и новые пласты верований погребают под собой старые 3. Христианство представляет новое осмысление верований и группировку символов в определенную религиозную систему, соответственно и культ св. Параскевы выражает, в рамках этой христианской системы, аналогичное переосмысление верований предшествовавшей эпохи. Параскева вовсе не языческая богиня под новым именем. Ее культ отражает новую комбинацию элементов и их реинтерпретацию в специфическом христианском контексте.

Исследователи ранее не пытались провести разграничительные линии между церковным почитанием св. Параскевы, так хорошо документированным в средневековой книжности, и народным почитанием, зафиксированным этнографами в XIX и XX вв. Согласно американскому этнографу Линде Иваниц, «Параскева Пятница... русской народной религии имеет мало сходства с оригиналом; она почти полностью легендарное создание, корни которого более в почитании древней славянской богини — покровительницы женщин и женских работ, а также плодов земли, чем в истории конфликта между язычеством и христианством в III веке» 4. Вопреки мнению Иваниц, сравнение данных из двух типов источников показывает тесную связь между церковным образом св. Параскевы и народным культом, каким он сформировался в средневековый период.

Православные святцы включают нескольких святых жен, именуемых «Параскева». Некоторые из них могут относиться к позднему периоду, например Параскева из Полоцка, набожная княгиня-монахиня [ПСРЛ 1975/32:23,131; Магйпоу 1863: 263-264; ОпаБсЬ 1978: 127-129; Аттапп 1946: 382]. Однако православный культ сформировался в основном вокруг двух персонажей. Первая Параскева была мученицей периода Римской

Христианские источники культа св. Параскевы

145

империи. В разных вариантах ее жития она ассоциируется с разными городами, в основном с Иконией или Римом, и с разными жестокими правителями. Из-за этих незначительных различий в текстах жития православный календарь ныне идентифицирует Параскев как разных личностей. Впрочем, документально не может быть подтверждено даже существование одной мученицы Параскевы, а тем более нескольких. В то же время близкое сходство повествований указывает на единую общую традицию. День первой Параскевы отмечается, прежде всего в России, 28 октября и, менее часто, в основном в Белоруссии, на Украине и на Балканах, 26 июля 5. Исторически более достоверна вторая Параскева, жившая в Болгарии конца X — начала XI в. Она была известной отшельницей, которая отвергла свою семью и возможность замужества, предпочтя удалиться в пустыню, дабы молиться в подражание Христу. Она совершила многие духовные подвиги, увенчавшиеся паломничеством в Константинополь. В 1231 г. ее мощи были перенесены в Тырново, где она стала одним из покровителей Второго Болгарского Царства. После того как Тырново было захвачено турками, ее мощи перемещались несколько раз: в Видин, Белград, Константинополь и, наконец, в Яссы в Румынии 6. С Балкан культ Параскевы был перенесен в Россию. Ее мощи в настоящее время покоятся в Яссах, в церкви, посвященной Трем просветителям.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017