Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

26 [Пигин 1998: 145]. Для понимания происхождения психологических расстройстве Англии в тот же период см.: [MacDonald 1982:101-125].

27 См. научное издание «Повести о Петре и Февронии»: [Дмитриева 1979]. Краткая версия Жития св. Петра и Февронии, включенная в печатный Пролог1643г. [Зернова 1958: № 1671], л. Юбоб., упускает из внимания деятельность Февронии как целительницы, а вместо этого сосредоточивается на богоугодных брачных отношениях между святыми Петром и Февронией.

28 Версию жития св. Феодоры, сходную с той, которая была известна жителям Устюга в 1550-хгг.,см.: Пролог. М., 1643. Л. 44-45 [Зернова 1958: № 163].

29 См., например: Требник Никона. М., 1658. С. 141.

Христианские источники культа св. Параскевы

Культ св. Параскевы — одно из наиболее значительных и наиболее изученных проявлений народной религии в русской культуре. Параскева числится среди святых православной церкви, и хотя ее культ не пользуется в настоящее время официальной поддержкой в России, он остается популярным в Греции и Болгарии. Снижение популярности культа св. Параскевы в России — относительно недавнее явление. Даже в конце XIX и в начале XX в., вплоть до наступления советского периода, русские крестьяне поклонялись св. Параскеве, или «Пятнице», как ее часто называли. Хотя круг почитателей св. Параскевы включал и мужчин, и женщин, в ней видели главным образом покровительницу женских занятий; особенно характерно это для России, где ее иконографическим атрибутом долгое время было веретено. Как отмечалось в XIX и XX вв., русские крестьяне верили, что св. Параскева помогает им в домашних занятиях, и особенно в прядении. Св. Параскева, как утверждали женщины, запрещала им прясть по пятницам, в день недели, специально ей посвященный, о чем свидетельствует и само ее имя.