Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Женщины были необычайно заметны среди народных целителей, но их присутствие не означало общего отрицания мас-кулинно ориентированного христианства. А вот система западной медицины была полностью маскулинной: медики Приказа были исключительно мужчинами и помогали прежде всего военным на государственной службе. Знахари и знахарки лечили пациентов обоего пола. Женщины обращались к церковным целителям, умершим святым или живым праведникам, большей частью мужского пола. Мужчины и женщины в основном страдали от одних и тех же болезней, и одни и те же молитвы и растительные средства прописывались пациентам обоего пола.

136

Религиозные культуры у православных славян

В отличие от Запада, истерия и одержимость бесами не являлись исключительно женскими проблемами [Сос1Ьеег 1992:114]. Тем не менее были заметные различия, связанные с полом. Интимный характер отношений между целителем и пациентом делал женщину уязвимой для сексуальных злоупотреблений, а целителя — для обвинений в том, что он имеет дело с пациентами-женщинами. Однако женщин нельзя рассматривать только как пассивных реципиентов лечения или обольщения. Напротив, они брали на себя инициативу в выборе того, к какому именно виду лечения им прибегнуть.

Хотя церковные и народные целители придерживались сходных взглядов на болезнь и методы лечения, они приписывали своим действиям различный смысл. Для церкви чудотворная сила почивших святых или здравствующих церковных целителей демонстрировала силу Господа, общего «врачю душъ и телесъ» 29, и лишь священные лица устанавливали отношения человека с Богом. Никон надеялся, что божественное покровительство даст ему власть в здешнем мире, не в том смысле, что он сможет доминировать над своими не-элитарными пациентами, но в том, что он сможет вернуть себе командные позиции в церкви и государстве. Знахари и западные медики из Приказа рассматривали лечение в большей мере как ремесло, чем как проявление божественной благодати. Они использовали свои приемы, чтобы вернуть пациентам здоровье, и получали плату за свой труд.

Все люди, о которых мы говорили, идентифицировали себя с христианами; ни знахари, ни люди, которые обращались к ним, не считали, что их медицинская деятельность имеет языческий характер. Знахари могли, как Ярославка, рекомендовать духовные средства специфически христианского характера, в то время как церковные целители, как Никон, одобряли физические средства лечения или профилактику заболеваний. Кроме этого, есть мало оснований говорить о ясной дихотомии между религиозной ментальностью элиты и не-элиты. И образованный патриарх, и сельская женщина сходились на том, что мир населяют и божественные, и демонические силы, что демоны могут тревожить праведников помимо их воли, что останки святых буквально заключают в себе духовную силу и что ритуалы сами по себе эффек-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017