Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Однако для того, чтобы изгнать демонов из Соломонии, не были использованы ни огонь, ни какие-либо другие средства помимо причастия и молитвы. В другом эпизоде, когда демоны препятствовали Соломонии войти в храм, брат затащил ее туда силой, однако позднее он все же пошел навстречу ее настойчивому желанию покинуть храм [Там же: 148].

Если клирики устюжского собора и играли роль в процессе лечения, то это выражалось только в том, что они произносили молитвы и распоряжались священными реликвиями. Это именно сами святые, а не клирики извлекали демонов из утробы Соломонии и предписывали ей лечение, и святые говорили с ней с глазу на глаз. Таким образом, Соломония сама выбирала, какому способу лечения следовать, хотя ее семья, огорченная ее страданиями, и принуждала ее продолжать лечение. В то время как лечение Соломонии имело сверхъестественный харак-

Религиозные культуры у православных славян 135

тер, оно все же не было мгновенным, но скорее результатом годов паломничества и видений. Не было ее исцеление и абсолютным. Соломония могла еще страдать от дьявольских наваждений, как и предостерегал ее Прокопий, но она больше не испытывала перед ними страха. В конечном счете Соломония излечилась тогда, когда она утвердилась в своей вере в Христа. Однако исповедание веры Соломонии не было опытом харизматического обращения, отвергающего дьявола и чающего спасения. Она всегда оставалась христианкой, а демоны никогда не покорили ее душу, а только ее тело и разум.

Какие мы можем сделать выводы о духовном лечении и — более широко — о религиозных культурах в Московской Руси? Во-первых, четкая бинарная схема, принятая в историографической традиции, мало соответствует реальности. Как правило, русские XVII в. не ограничивали свои медицинские консультации рамками собственной социальной среды. И русские, происходящие из элиты, и русские, с элитой не связанные, равным образом обращались и к народным, и к церковным целителям. Далекие от того, чтобы отрицать христианский подход к целительству, простые люди часто предпочитали ему свои собственные способы лечения из широкого разнообразия физических и духовных средств. Одни и те же люди могли пользоваться более чем одной из терапевтических систем. То, что Соломония сначала обратилась к девице Ярославке, может дать представление об общей схеме: сначала шли за помощью к народному целителю, а уже потом — к религиозному чудотворцу, живому или умершему.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017