Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

31 Преподобный СилуанЛдЬонский. Писания. Ивановское, 1997. С. 9. ™ Зубов Л. Б. Эсхатологическая уникальность христианства // Континент. 1993. № 78. С. 244.

33 Преподобный Максим Грек. Творения. Т. 2. С. 54.

34 См.: Иуд. 1,21, 25.- Изд.

ОБРАЗ РАЯ

25

это вместо того, чтобы последовать за Богочеловеком — бессмертным и вечным Словом, Тем, Кто если и принял смерть, то только для того, чтобы уничтожить смерть» (святитель Григорий Пала-ма)35. Мусульманское представление о рае отвергалось христианами даже не столько из-за самого образа рая, сколько из-за того, что этот образ является логическим следствием тех основных принципов богословия ислама, в которых ислам кардинально расходится с христианством.

5

Следующее различие затрагивает вопрос о пространственно-временном соотнесении рая. Если в исламе праведники достигают рая только после воскресения и суда (хотя он существует и сейчас), то в христианстве близость человека к раю обусловлена скорее не хронологически, а личностно: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21); ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Личностное вхождение в рай при земной жизни — цель христианина: «Кто не постарается достигнуть Царствия Небесного и вийти в него, пока находится в сей жизни, тот и в то время, когда выйдет душа его из тела, окажется находящимся вне сего Царствия»; «Царствие же Небесное, находящееся внутри верующего, есть Отец, Сын и Дух» (преподобный Симеон Новый Богослов)36. Таким образом, «рай есть не столько