Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Starine, na sviet izdaje Jugoslavenska Akademija znanosti і umjetnosti VI, 83. Cp. Zibrt. Seznam pover a zvyklosti pohansk^ch (Rozpravy CeskS Akademie, roönik III, tfidal eislo 2). S. 116-117.

12 Етнографічний Збірник (Ethnographische Sammlung, herausgegeben von der Ethn. Kommission der Sevöenko-Gesellschaft der Wissenschaften in Lemberg). XXXII, 86.

106

В.Й.Мансикка

летописи как определенные календарные вехи. В другом месте укажем, что оба праздника сохранились до наших дней. Из них русалии или русальная неделя, восходящие, как увидим ниже, к древнерусским и балканским Ііозаііеп, которыми обозначался отбываемый во время цветения роз, в мае или в июне, праздник роз, древний поминальный праздник, во время которого могила украшалась розами и могильными жертвоприношениями, состоявшими из плодов и цветов, причем и на могиле устраивался пир121 — упоминаются в Ипатьевской летописи под годами 1174,1177 и 1195 с обозначением недели, предшествующей Троицкому воскресенью, причем под первым годом время ее определяется точно: «місяця майя въ 30, русальной неділі въ неділю». Радуница же, упоминаемая в Новгородской IV (1372) и II (1555: «месіца априля въ 22 день в понеділникь на второй неділи после Велица дни, канунъ радуницы») и Псковской I (1540: «апріля 7-го на завтрея радуницъ»), представляет из себя, как ниже будет показано, также весенний поминальный праздник, происходящий еще по настоящее время, во вторник на второй неделе после Пасхи на могилах умерших родственников и отличающийся грустным характером — на кладбище много плачут и причитают.

В другом месте мы займемся вопросом о происхождении названия Радуница. Здесь только упомянем, что звуковая форма слова и его географическое распространение (по памятникам и по теперешним данным распространения радуница встречается главным образом на западе у белорусов и отчасти в центре у великорусов — см. подробности ниже) заставляют искать его происхождение на Западе именно у литовцев; ср. литовские слова гаїкіа «жалоба», гаіккуи «жаловаться», «убиваться», «горевать», «плакать об умершем», гаік1о]іта8 «жалоба, оплакивание умершего», гаисііпи «горевать об умершем»122. XXXIV

«Купалья» как обозначение летнего праздника в канун Иванова дня встречается в Ипатьевской летописи под 1262 г.: «Литва же изъ-гнаша Ездовъ наканунъ Иваня дни, на самая купалья». В старых западнорусских актах мы находим еще форму «купала» (мн. ч.) со значением самого Иванова дня: «перед купалы святого Ивана» (1396), «до Ивана дне до купалъ» (1349)123. Формы «купала», «купалы», «купальни», «купальница» известны, как увидим в другом мес-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017