Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

116 ШейеНе £1\оі Бі. 81.1,1, 268, II, I, 37 след., 53, 64.

117 Ср. помещенный под 1063 г. рассказ Хронографа о воздушных полках, разъезжающих на конях по Иерусалиму. О суеверной подкладке подобных известий см. Вольтер Е. Материалы для этнографии латышского племени I, 375-376.

118 Мы имеем в виду выражение «твмь и человъци глаголаху» и «въ мьчьтЪ».

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 105

Способность загробных теней возвращаться в круг живых отражается и в другом месте древнерусской летописи. Под 1090 г. встречаем известие: «Приведе Янъка митрополита Иоана скопьчину, егоже видівьше людие вьси, рекоша: "Се, навь есть пришьлъ". Отъ года бо до года пребывъ, умьре».

Указание на народное поверье, по которому солнце во время затмения съедается какими-то мифологическими существами, приведено под 1065 г. в связи с другим небесным знамением: «Предъ симь же временьмь и сълньце премінися, и не бысть світьло, нъ акы місяць бысть, егоже невігласи глаголють съетЬдаему су-щю». XXX//

Одинаковое сообщение приводится под 1115 г.

Следы того же поверья сохранились в южнославянском номоканоне 1262 г. Виновниками затмения считаются там влкодлаки — превращенные в волков люди: «егда оубо погибнеть лоуна или слнце, глаголють: влькодлаци лоуноу изідоше или слнце, си же вса басни и льжа соуть»119.

Украинцы в Галиции до сих пор объясняют фазы луны тем, что ее грызут и едят вовкулаки120.

Под 1097 г. в летописном рассказе об ослеплении Василка мы находим отражение народного воззрения на душу: ушедшая было душа входит обратно в человека, которого уже считали умершим, и он опять оживает:

«...съволокошасъ него сорочьку, кръваву сущю, и въдашапопа-

дии опьрати; попадия же, опьравъши, възложи на нь ... и плака-

тися нача попадия, яко мьртву сущю оному... И въпроси воды;

они же даша ему, и испи воды, и въступи въ нь душа, и помяну-

ся, и пощюпа сорочькы и рече...».

В этой связи можно упомянуть о другой детали, относящейся к воззрениям на душу и встречающейся в одном из позднейших летописных сборников под 1534 г. в описании последних минут Василия Ивановича:

«и такъ положили євангеліє на грудЬхъ, и виді Шигона духъ его отшедше аки дымець малъ; бі же въ ті поры плачь и рьіданіе во всіхь людехъ и зілное стенаніе отъ великихъ людей и до про-стыхъ, паче же и во всей земли». XXXIII

Здесь же можно прибавить, что древнерусские поминальные торжества — русалии и радуница — несколько раз упоминаются в


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017