Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

121 Pauly-Wissowa, Real-Encyclopädie, «Rosalia».

122 Kurschat's und Nesselmann's Wörterbücher s. v.

123 Словарь Срезневского; Соболевский А. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук 88. № 3. С. 25 след.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 107

те, до настоящего времени . Типичной чертой этого праздника до сих пор является купанье в реках или озерах. Всеобщим купаньем он сопровождался, как увидим ниже, в главе о наставлениях и предписаниях по покаянию, и в более древние времена. XXXV С другой стороны, мы знаем, что празднества, устраиваемые в честь умерших, весной и даже зимой заканчивались купаньем или спрыскиванием участников водой. Эта черта послужит нам, когда мы в другом месте займемся детальным изучением этого праздника, одним из оснований, почему мы приписываем празднику Купала преимущественно манистический характер.

Нередко встречаются в летописи упоминания о волхвах, причем имеются в виду главным образом люди, снабженные необыкновенным, чудесным, основанным на искусстве предсказания знанием. Полулегендарный Олег, который приобрел славу «вещего»:

«и прозъваша Ольга вЪщии: бяху бо людие погани и нев'Ьгласи», и который вообще описан фантастическими чертами, свидетельствующими о том, что этот непобедимый варяг после своей смерти сделался героем народных сказаний; в одном из этих сказаний, приведенных Нестором, спрашивает «волхвов и кудесников, отчего ми есть умрети». Один из них предсказывает ему смерть от любимого коня. Сказание обнаруживает доходящее до деталей сходство с популярной исландской сагой о смерти норвежского героя Орвар-Одда. Можно думать, что оба сказания имеют общий источник в виде скандинавского предания, которое через посредство Варягов занесено было на Русь, где оно потом приурочено было к Олегу, современнику Одда125. XXXVI

124 Ср. Соболевский. Материалы 260; ср. «от купаліа» в одном древнерусском сборнике XV в.

25 Более раннюю версию о смерти Олега содержит Начальный свод (ср. Шахматов. Разыскания, § 207): «Друзіи же сказають, я ко идущю ему за море, и уклюну зміа в ногу, и с того умре». Кончина, следовательно, связывается с возвратом Олега на заморскую родину. По упомянутой исландской саге знахарка предсказывает Орвару-Одду смерть от любимого коня Факси (Бахі) на месте рождения в Беруриод (Вегигіоаї). Чтобы помешать исполнению предсказания Одд, как и Олег, убивает коня и зарывает его глубоко в землю. После этого он отправляется путешествовать в далекие страны. Во время путешествия, полного сказочными приключениями, он м.пр. посещает страны Южной Европы и русские земли (Нипаїапа, В]а1ка1апё, Сагсіагікі). Однажды им овладевает сильная тоска по родине. Не будучи в состоянии побороть это чувство, он отправляется в Норвегию. По пути он заезжает в Беруриод и посещает могилу Факси. В тот момент, когда он презрительно, подобно Олегу, смеется над предсказанием знахарки, он спотыкается о лошадиный череп, из которого выползает змея. Укушенный последней в ногу, Одд умирает.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017