Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Котляревский. 127. У вотяков описан обычай разрывать потолок и выносить тело этим путем. Holmberg. Permalaisten uskonto, 26.

109 Weinhold К. Altnordisches Leben, 474 и след., 498; Paul. Grundriss der germanischen Philologie III,2 426, cp. 254. Обычай сохранился в Скандинавии и Германии до наших дней, ср. Golther. Handbuch der germanischen Mythologie, 91.

110 «Многие мотивы в былинах указывают на то, что при дворе Владимира господствовали скандинавские, а не византийские обычаи», говорит T.J.Arne в труде Det stora Svitjod 72. XXIX

111 Примеры собраны Анучиным в указ. соч. 99 след., ср. выражение в поучении Владимира Мономаха «съдя на санъхъ», которое обыкновенно толкуется в смысле «при дверях гроба».

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 103

удержался, как увидим ниже, у восточных славян местами до наших дней. Причиной употребления саней вместо телеги при перевозке тела считают — кроме их большой древности по сравнению с колесницей — желание сделать последнее путешествие умершего спокойным и солидным. У некоторых народов наблюдается обыкновение оставлять повозку на могиле для пользования покойником112.

Обычай ближних плакать над телом покойника упоминается в летописи очень часто (ср. описание смерти Олега, Игоря, другого Олега под 977 г., Бориса и Глеба под 1015 г., Ярослава под 1054, Изяслава под 1078, Ярополка под 1086, Всеволода под 1093, Ростислава под тем же годом, точнее под годами 1097, 1113, по Ипатьевской летописи — 6634, 6654, 6659, 6662, 6683, 6770, 6796 и т.д.). Обычны выражения: плакатися, желети, карити. Иногда приводятся интересные отрывки самих причитаний, показывающие, что в те отдаленные времена в плачах повторялись те же основные черты, как и до сих пор (см. в другом месте этой книги113: выражается горе, постигшее ближних, и готовность их умереть вместе с усопшим или вместо него, обращаться к покойнику как к живому человеку, увещевая его встать и отрясти сон. Когда тело Володимира Василь-ковича лежало на санях в церкви, то над ним плакали, и летописец (Ипатьевская летопись 6796) как бы от себя присоединяется к плачу: