Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

103 Lippert. Christentum, 407.

104 Там же.

105 Kotljarevskij. 221; относительно трудов Marschalk'а или Marschalkus Thurius см. Jahrbücher des Vereins für mekl. Geschichte und Altertumskunde IV (1839), 92-162.

106 Lippert. Christentum, 408.

107 Многочисленные примеры приведены в интересной работе Анучина: Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда в Древности, Труды Императорского Московского Археологического Общества, XIV, 1890. С. 88 след.

102

В.Й.Мансикка

что его знала и Древняя Русь и что применение его при погребении Владимира было отражением общенародного ритуала. На его существование у древнерусских племен может указать современный обычай разрывать при кончине часть потолка (см. в другом месте этого труда). С другой стороны, при объяснении Владимирова погребения нельзя обойти молчанием древнескандинавский похоронный ритуал, который может представить и другие точки соприкосновения с летописным известием. По описанию Вайнхольда (Weinhold), древние норманны приступали к погребению тотчас же после смерти. По всей видимости, труп ни в коем случае не оставляли в доме на ночь. Святой обязанностью оставшихся в живых считалось накрыть труп тканью. Покойника нельзя было выносить через ту же дверь, в которую входили и выходили живые. Поэтому часть стены, которая находилась за головой покойника, взламывалась, и его выносили через отверстие, пятясь (задом), или делали отверстие «под полом» у южной стены, через которое вытаскивали тело. Могилу рыли в каком-то примечательном месте, на горе, например109. XXVII

Между приведенным описанием и летописным отрывком наблюдается, как видно, некоторое сходство. Кроме того, из летописи известно, что первых варяжских правителей по скандинавскому обычаю похоронили «на горе» (так сообщает летопись относительно погребения Асколда и Олега). Прибавив к этому те факты древнескандинавского культового влияния, которые сообщены нами в другой связи (см. выше и ниже в связи с почитанием Перуна), мы могли бы поставить вопрос, не сохранились ли следы норманнских обычаев, соблюдаемых в кругу пришедших в Россию варягов, в силу традиции, в жизни их первых потомков110. На основании имеющегося в нашем распоряжении материала мы, к сожалению, не в состоянии высказаться по этому поводу определеннее. XXVIII

Древним и несомненно общенародным является в летописном отрывке указание, что покойника везли на санях, несмотря на летнее время (середина июля), и что над телом плакали. Сани как принадлежность древнерусского похоронного обряда упоминаются в летописи довольно часто111. Этот первобытный способ передвижения


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017