Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, Чтения в Обществе Нестора II, 67, Великие Четьи-Минеи Макария, 11 июля, Литературный Сборник, изданный галицко-русской матицею 1887, 37.

Известия Императорского Русского Географического Общества (1885) XXI,

105.

91 Nesselmann. Wörterbuch der Littauischen Sprache; Kurschat. Littauisch-deutsches Wörterbuch и т.д.

92 Известия Географического общества XXL С. 104-105; Этнографическое Обозрение 1915, 1-Й, 189.

В немецкой рукописи (с. 52, сн. 1) сноска уточнена: «Известия Императорского Русского Географического Общества» (1885), XXI, 105.

93 Magnitskij. Ibidem 163.

94 Известия Общества Археологии ... при Казанском Университете XV, кн. III, 246; Magnitskij. Ibidem.

100

В.Й.Мансикка

нями, и проводят ночь в игре в карты или в шашки. Этот обычай называется «хранением места», так как «нередко на том месте, где умер человек, хозяева стелют постель»95. У тюркских племен Минусинского округа существует такой же обычай проводить 3 суток без сна, рассказывая сказки и распивая водку, причем тех, кто случайно заснет, будят, «чтобы не пришла душа умершего и не стала ходить по спящему»96. XXIV

Некоторые другие тюрко-татарские племена, у которых тоже было принято проводить ночи «бдения» с рассказыванием сказок, объясняют этот обычай тем, что без бдения при покойнике душа усопшего могла прийти и задушить или вселиться в спящего9 . Обычай охранять труп ночью за рассказыванием сказок наблюдался и у финно-угорских народов югра. Там называют ночи бдения либо «злые», либо «святые» ночи»98.

Покойный К.Ф.Карьялайнен (K.F.Karjalainen) справедливо относит обычай к числу средств защиты от духа умершего.

У финнов обычай называется valviaiset (ср. valvoa — «бодрствовать») или 5inistuoset — «ночи бодрствования». Сидя при покойнике, о нем говорят только хорошее, его даже целуют, «чтобы он другом пришел на встречи в загробном мире»99. «Ночи бодрствования» знают и мордва, и черемисы , у последних сидящие над телом наблюдают, возвращается ли душа покойника обратно в свой дом. Старые немецкие «vigiliae cadavemm mortuorum» — бдения у тела покойников являются, главным образом, чтобы веселить душу усопшего; душу, отделившуюся от тела, следует развлекать в светлом помещении, иначе она будет докучать102. К Alter Hundem (букв, «старая собака», видимо, название праздника) в Вестфалии и на Нижнем Рейне друзья покойника собирались у его тела, особенно ночью перед погребением, и проводили время за громкой молитвой,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017