Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Академик КНикольский, издавая «Слово» в Сборнике отд. рус. яз. и слов. Акад. Наук. Т. 82, придерживается того взгляда, что «Слово», представляя более первичную форму сказания о крещении, чем летопись, служило источником для летописца.

41 Корсунская легенда.

42 В «Слове о начальствъ Рускыа земля», известном по ркп. XVI в. (ркп. Ру-мянцевского Музея, № 358), встречается выражение «и приехав Владимер князь сокруши идолы Мокошь и прочш». Слово приводится А.А.Шахматовым в названном неизданном труде.

43 Шахматов. Разыскания. С. 616.

88

В. Й.Мансикка

повіда никомуже нигдіже не прияти. И иде Пидьблянинъ рано на ріку, хотя горнци вести въ городъ. Сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ. "Ты, рече, Перушице, досыта еси пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь". И плы съ світа окошьное». Легко определить, что часть описания сочинена под влиянием известного нам из предыдущего летописного рассказа о свержении Киевского Перуна . Остались даже общие выражения: «повелі влещи», «биюще жезліемь». Как появилось оригинальное окончание рассказа, отдающее свежестью устного предания, об этом можно судить лишь гадательно. Так как Новгородская I Летопись восходит к своду 1167 г.45, позволительно думать, что приведенное описание впервые читалось в этом своде. Устное предание о насмешливом выражении Пидьблянина могло до указанного времени сохраниться в народной среде46. В том же виде, как в Новгородской I летописи, рассказ о свержении Перуна читается во Львовской летописи, сходство объясняется происхождением последней летописи47. Сравнительно с обеими названными летописями, другие летописи, в которых приводится данный рассказ, содержат ряд дальнейших подробностей, которыми дополнен подлинный рассказ48. Типичным видом распространенной версии является текст, приведенный в Новгородской 4-й и Софийской 1 -й летописях:

«И прийде к Новугороду архиепископъ Якимъ, и требища разори и Перуна посіче и повелі влещи въ Волховъ. И повязавше ужы, влечахутъ и по калу, биющи жезліемь и пихающе. И в то время вшелъ біаше бісь въ Перуна и нача кричати (в Соф. нет: и нача кричати): "О горі! охъ мні! достахся немилостивымъ симъ ру-камъ". И вринуша его въ Волховъ. Онъ же поплове сквозі Велии мость, верже палицю свою на мость (В Соф. нет: на мость) [и рече: На семъ мя поминають Новгородьскыя діти — из Соф.] Еюже ньші безумній убивающиеся утіху творять бісом. И заповіда нікомуже нигдіже не переяти его. И иде Пидьблянинъ...». Из новых подробностей фраза «и вринуша его въ Волховъ» восполнена на основе рассказа о свержении Киевского Перуна, источника первой части повествования49. Остальное является, вероятно,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017