Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Слова, которых нет в летописи, печатаются курсивом; разрядкою обозначаются синонимы и замены летописных выражений новыми, а многоточием — пропуски сравнительно с летописным текстом (прим. В.Й.Мансикки). 36 Там же. С. 10-11.

86

общающий о свержении Волоса37. Но откуда автор взял этого бога, который до появления Повести временных лет ни разу не был упомянут в летописных сводах? Думаем, что как раз из Повести временных лет, где Волос, скотий бог, как выше указано, впервые упоминается. Описание ввержения идола в Почайну сочинено самим автором под влиянием рассказа о судьбе Перуна. Мы уверены, что в Корсунской легенде не было эпизода с Волосом. XIII

В т.н. «Древнем житии» Владимира, изданном в труде А.И.Соболевского, о язычестве говорится отвлеченно, с преобладанием риторики. В начале: «Блаженыи князь Владимеръ ... всю Рускую землю крести отъ конца, и храмы идольскыя и требища всюду раскопа и посіче и идолы съкруши». В самом конце: «отвержеся діавола и вся службы его». «Древнее житие» вошло в состав «Памяти и похвалы», написанной мнихом Иаковом. К отвлеченным выражениям Древнего жития Иаков прибавил целый ряд подобных же риторических общих мест:

«отвержеся всея діаволя льсти и приде от тмы діаволя на світь ... уклонився от службы діаволя ... и діавола отврьгшеся и службы его поругашася и поплевашабісьі... якоже онъ (т.е. Константин) раздруши храмы идольскыя съ лжеименьными богы ... и требища бісовьская потреби и храмы идольскыа раздруши ... та-коже и блаженыи князь Володимиръ створи съ бабой своей Ол-гои ... (по поводу возвращения Ольги из Царьграда) и потомъ требища бісовьская съкруши и нача жити о Христі Іисусі»38. Лишь в одном месте, в статье о крещении, сообщаются более или менее фактические сведения, восходящие или к прологу или к летописи:

«Крести же и всю землю Рускую от конца и до конца, и погань-скыя богы паче же и бісьі, Перуна и Хъроса (вар. Хорса) и ины многы попра и скруши идолы и отверже всю безбожную лесть, и церковь созда каменну во имя пресвятыа Богородица». Из остальных статей, посвященных крещению, заслуживают внимания «Слово о том, како крестися Володимер», «Житие Владимира особого состава» и «Южнорусское житие», напечатанное А.И.Соболевским39. Первый из названных памятников при описании свержения кумиров и построения церквей на их месте представляет почти буквальное сходство с летописью, если не считать немногих несущественных сокращений40. В «Житии Владимира особого состава»,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017