Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

26 Rozniecki, 508.

27 Шахматов. Разыскания, § 104. С. 558.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 83

Свержение кумиров сопровождается, как принято было излагать в истории распространения христианства, построением церквей на языческих капищах. Так и Владимир

«повелі рубити цьркъви и поставляти по мЪстомъ, идеже стояша

кумири, и постави цьркъвь святаго Василия на хьлмі, идеже

стояше кумиръ Перунъ и прочий (идеже требы творяху кънязь и

людие» — как было в Древнейшем своде).

По мнению покойного Шахматова, сообщение о свержении кумиров в Древнейшем своде отличалось краткостью; событие излагалось в нем в самых общих чертах: «Володимеръ же повел* кумиры испроврещи, овы иссіщи, а другы огневи предати»28. Нелишним считаем указать на литературные параллели, которые могли повлиять на литературную форму данного сообщения. Во второй книге Паралемоменон (16) читаем: «И ниспровергъ Аса истукана ея (т.е. Астарты) и изрубилъ в куски и сжегъ на долині Кедрона» (ср. еще III кн. Царств, 15; 13; IV кн. Царств, 23; 6, 13-15). Передавая краткое сообщение древнейшей летописи, составитель Начального свода прибавил к нему в виде вставки подробности, касающиеся поругания Перуна. Но откуда взят этот любопытный рассказ, как будто не лишенный живой, исторической перспективы? Не имея пока более точных данных, которые позволили бы найти удовлетворительное разрешение заданного вопроса, мы ограничимся лишь указанием на то, что рассказ носит типичные признаки устной традиции, в которой исторически достоверные черты сплелись с фантастическими. Предание о гибели Киевского кумира могло держаться в народной памяти до конца XI века. К нему могли присоединиться черты из местной легенды, объясняющей происхождение названия местности «Перуня Рінь». XII

В статье «Корсунская легенда о крещении Владимира»29 и в добавлениях к ней30, при обсуждении вопросов, связанных с идолопоклонством Владимира, А.А.Шахматов придерживается несколько иной точки зрения, чем мы в предыдущем. Исходным пунктом для него служит древняя, не дошедшая до нас Корсунская легенда, общие контуры которой, раскрытые покойным ученым, несомненно, являются одним из замечательных открытий русской историко-литературной науки. Считая Корсунскую легенду одним из источников Начального свода, Шахматов возводит к ней все то, что в этом своде говорится об идолопоклонстве Владимира сверх кратких известий Древнейшего свода31. В доказательство того положения, что в легенде действительно сообщалось об идолопоклонстве и свержении кумиров, им приводится ряд данных, извлеченных из па-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017