Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

23 Шахматов. Разыскания, § И, 96, 104, 257-258.

24 Византийское обозрение, 1915,1-Й, статья Г.Безобразова. С. 180-182, 204, ср. продолжение статьи там же, 1916,1. С. 68.

Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, III, по рукописи ХУ1-ХУИ в.

82

Литературная связь с переводными сочинениями до известной степени затемняет исторический фон Сказания. Мы не имеем возможности точно установить, какие реальные явления скрываются под покровом его традиционной оболочки. Кроме основного факта — убиения христиан-варягов — к числу реальных фактов можно отнести разве только одно указание на существование в Киеве каких-то кумиров. Степень достоверности других бытовых черт несколько ослабляется еще тем обстоятельством, что автор мартирия мог сгруппировать вокруг главного факта, мученической смерти Варягов, ряд вымышленных деталей для того, чтобы нарисовать язычество в возможно отталкивающем виде.

Разбирая Легенду о мучениках-варягах, мы таким образом пришли к заключению, что это сочинение, в котором действительность слишком слабо пробивается через традиционную литературную оболочку, лишь впоследствии оказалось присоединенным к известию о походе на ятвягов. Находящееся в этом известии сообщение о человеческих жертвоприношениях должно относиться к последующей легенде, «так как оно является ее необходимым началом»26.

Надо прибавить, что Легенда оказала влияние на помещенный ниже в летописи под 986 г. рассказ о приходе западных проповедников; в их уста влагаются известные из предыдущего слова: «кланяемъся бо Богу, иже сътвори небо и землю и звіздьі и місяць и вьсяко дыхание, а бози ваши древо суть»27. XI Приняв крещение в Корсуни в 988 г., Владимир, по летописной редакции Начального свода (Повести временных лет), возвратился в Киев,