Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Шахматов. Разыскания, 267-290.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

81

сіньхь съ сынъмь своимь. И ріша ему: "Въдаи сына своего, да въдамы богомъ". Онъ же рече: "Аще суть бози, то единого себе посълють бога, да поймуть сынъ мои; а вы чему претребуете имъ?" И кликнута и подьсікоша сіни подъ нима, и тако побита я, и не сьвість никьтоже, къде положиша я. Бяху бо тьгда че-ловіци невігласи и погани. И дияволъ радовашеся сему, не відьі, яко близь погыбель хотяше быти ему...» Легенда об убиении Варягов, первых христианских мучеников на Руси, читалась уже в Древнейшем своде. Там она, по мнению А.А.Шахматова, помещена была несколько раньше, в связи с началом княжения Владимира22. Легенда представляет из себя отдельное произведение, внесенное в готовом виде в летопись и искусственно приуроченное летописцем к определенному историческому моменту23. По своему характеру Легенда о Варягах принадлежит к сочинениям самой ранней агиографической литературы на Руси. Потрясающий факт убиения Киевской толпой двух из первых христианских пионеров на Руси — неизвестно, с какой целью — послужил темой для первого русского мартирия. Его литературные особенности отвечают стилю и приемам византийских образцов. Излюбленным приемом византийских мартирологов является противопоставление беспомощных языческих кумиров всемогущему Творцу; святых мучеников заставляют изобличать бессмысленность идолопоклонства. Как, например, можно привести слова св. Аполлония: «Не буду покланяться золоту, серебру, меди или железу, деревянным или каменным ложно именуемым богам, которые не видят и не слышат, потому что они... художественные произведения рук человеческих; я служу Богу сущему на небесах, и ему одному поклоняюсь»24. Нельзя не напомнить, что материал для подобных типичных обличений почерпнут отчасти из книг Священного писания. Так, напр., во Второзаконии встречается фраза (4; 28): «и будете там служить другим богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют» (ср. еще IV Царств. 19; 18; I Кор. 8, 4). В древнерусской Палее в связи с идолопоклонством в семье Авраама встречается фраза: «сій бози древо суть ... и сій бози не иміють душа в себі и очи иміюще не видять и уши иміюще не слышать и руци имуще не осяжуть и нозе иміюще не поидуть, ноздрі иміюще не обоня-ють и ніть гласа во устіхь ихъ» .

Шахматов. Разыскания. С. 555; Яогшескл, 504 1Т.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017