Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

15 Rozniecki в Archiv 23, 506.

16 Ср. Rozniecki. Там же.

17 По рукописи Московской Духовной Академии № 100, листы 133, 169, 179. Мы пользовались копией академика В.М.Истрииа.

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

79

научению ови рощениемъ и кладяземъ и рЪкамъ жьряху, и не по-знаши Бога»18.

Таким образом, благодаря литературным воздействиям в изложении летописца русское язычество сливается с общечеловеческим. Летописец только предполагает, что до обращения в христианство русские жили, «якоже прочий погани». Искусственно восстанавливая картину предполагаемого русского язычества, он пользовался готовыми литературными образцами, относящимися к нерусским условиям. Всё это звучит в его изложении так же абстрактно и гипотетически, как следующее общее выражение обязательств, помещенное во вступительной части Начального свода19:

«Великъ бо есть промыслъ Божий, еже яви въ посл'Ьдьняя времена! Куда же древле погани жьряху бЪсомъ на горахъ, туда же нынЬ святыя цьркъви стоять златовьрхыя, каменозьданыя, и ма-настыреве велици поставлени быша».

Спрашивается, можно ли считать вполне правдоподобным летописное известие, будто во время Владимира особенно процветал языческий культ. Взвешивая причины, почему особенно (ср. еще ниже) подчеркивается языческое настроение Владимира и усиленно выставляются его заботы об обновлении культа, необходимо остановиться на следующих предположениях. Во-первых, летописец мог искусственно приписать Владимиру особенную приверженность к язычеству с той целью, чтобы усугубить впечатление контраста: из ярого, убежденного язычника князь превращается в идеального христианина и апостола новой веры, которая благодаря ему на пути своего торжества быстро разрушает все преграды; здесь мог поэтому сказаться обычный агиобиографический мотив. Во-вторых, приверженцы древнего культа при виде приближающейся опасности со стороны христианства действительно могли принять меры, содействующие развитию и распространению традиционного культа и поднятию его из хаотического состояния в степень организованного института20. Ввиду всего вышеизложенного, первое предположение кажется нам наиболее, если не сказать исключительно, приемлемым.

Что касается летописного известия о поставлении кумира в Новгороде, то и его должны признать в некоторой степени схематичным, не вполне отвечающим действительности. Высказано мнение,

18 Шахматов. Повесть 365, Разыскания 539, Прим. 4, § 68; Rotniecki 506. In den gekürzten Palea begegnen uns an der bettreffenden Stelle folgende Worte: а преже кланялись ови рощениемъ, а иные кладезем, ови рекам. Rotniecki. Там же; Попов А. Книга бытия небеси и земли, Приложение, 17-18.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017