Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

12 Шахматов. Разыскания. С. 555; в немецкой рукописи (с. 16е) добавлено: Когтески 504 П.

13 «Двор теремный», вблизи которого стоял холм, упоминается несколько раньше, в рассказе о приходе Владимира в Киев. См. Ляскороиский В.Г. Киевский Выш-город (Киев 1913). С. 62, 64.

14 Шахматов. Разыскания. § 104. С. 558.

78

Речь философа, которая также оставила следы в других местах летописи15, содержит в себе рассказ о ветхозаветном язычестве библейских народов. Следующие выражения в этом рассказе заслуживают нашего внимания: «Посемь же (во времена Серуха) дияволъ въ большее прельщение въвърже челов'Ькы; и начаша кумиры творити, ови древяны, ови медяны, а друзии мраморяны и златы и сьребряны, и кланяхуся имъ, и привожаху сыны своя и дъщери своя и закалаху предъ ними, и бЪ вься земля осквьрнена».

Речь философа в свою очередь восходит к какому-нибудь переводному популярному сочинению, трактующему библейскую историю вроде т.н. Палеи. Эту зависимость подтверждают текстуальные параллели16. С другой стороны, можно привести такие же параллельные места из переводных хроник, распространенных на древней Руси. Так, напр., в Хронике Георгия Амартола упоминается о человеческих жертвоприношениях евреев м.пр. следующими словами: «еще же сыны и дщери своя бЪсомъ жертвы творяху; жертву ство-рилъ еси сынми своими и дъщерми Вельфегору и б-Ьсомъ, церковь оскверни, родъ забылъ еси, горы, поля, холмы, источникы ... сквер-ныхъ жертвъ исполни; и святую ону землю оскверниша»17. IX