Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Шахматов. Повесть временных лет, 31, 39. 5 Приводя текст «Повести», мы пользуемся новейшим изданием ее Шахматова, восстанавливающим ее вероятный оригинал.

религия восточных славян 73

предълежащьмь чьстьнымь крьстъмь и харатиею сею, храните вьсе, еже есть написано на ней, ни преступити отъ него ничьто-же; а иже преступить се отъ страны нашея, ли кънязь, ли инъ къто, ли крьщенъ, или не крьщенъ, да не имать помощи отъ Бога, и да будеть рабъ въ сь в'Ькъ и въ будущий и да заколенъ будеть своимь оружиемь. А не крьщении Русь да полагають щиты своя и мечі своЬ нагы и обручи своЬ и прочая оружия и да кльнуться о вьсемь, яже суть написана на харатии сеи... Аще ли же къто отъ кънязь или отъ людии Русьскыхъ, ли хрьсти-янъ, или не хрьстиянъ преступить се, еже есть писано на харатии сеи, будеть достоинъ своимь оружиемь умрете, и да будеть клятъ отъ Бога и отъ Перуна, яко преступи свою клятъву». За подлинным текстом договора следует описание самого клят-воприношения, которое имело место на этот раз в Киеве:

«И наутрия призъва Игорь сълы и приде на хълмъ, къде стояше Перунъ, и покладоша оружие свое и щиты и злато; и ходи Игорь роті и людие его, елико поганыхъ Руси; а хрьстияную Русь во-диша роті въ цьркъви святаго Илиі, яже есть надъ Ручаемь, коньць ПасынъчЪ бесЪды; се бо бі съборьная цьркы, мънози бо біша Варязи и Козаре хрьстияне».

На основании соображений, приведенных выше в связи с рассказом об Олеговом походе, можно думать, что и только что приведенный рассказ, как не вошедший в текст самого договора, подобно предыдущему, сочинен самим Нестором из элементов, большею частью заключающихся в самих договорах. Из текста договора 945 г. ведь видно, что христианская часть Русских клялась «цьркъвию св. ИлиЪ» в соборной церкви несомненно в св. Софии в Константинополе6, IV между тем как язычники клялись своим оружием, призывая, в случае клятвопреступления, в каратели Перуна. Холм, на котором стоял Перун, был известен Нестору, можем предположить, из Начального свода (ср. ниже рассказ о Владимировых богах). Золото, которое фигурирует в приведенном описании, упоминается в договоре 971 г., заключенном Святославом. В этом последнем договоре впервые встречается имя Волоса, скотия Бога, отсюда оно, очевидно, попало в рассказ об Олеговом походе. Из договора 971 года:

«Аще ли тЪхъ сам'Ьхъ преже реченыхъ не съхранимъ, азъ же и иже съ мъною и подъ мъною, да им'Ьемъ клятву отъ Бога, въ ньже в'Ьруемъ, и отъ Перуна и отъ Волоса, скотия бога, и да бу-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017