Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

72

В.Й.Мансикка

ществовал ли официальный древнерусский перевод договоров, мы не знаем. Не известно также, при каких обстоятельствах Нестор черпал из этих официальных актов.

Первые несомненные отрывки официального договора встречаются у него под 907 (6415) г. при описании Олегова похода на греков. Установлено между тем, что отрывки перенесены сюда из договора 912 (6420) г.4 / Поход Олега, по описанию Нестора, кончился тем, что греческие цари:

«миръ сътвориста съ Ольгъмь, имъшеся по дань и роті захо-дивъше межю собою, ц&повавъше сами крьстъ, а Ольга водивъше на роту и мужа его по русьскому закону, и кляшася оружиемь своимь, и Перунъмь, богъмь своимь, и Волосъмь, скотиемь богъмь, и утвьрдиша миръ»5. //

Так как, во-первых, описанный акт клятвоприношения не входит в состав текста самого договора, и во-вторых, трудно допустить, чтобы Нестор для этого известия располагал каким-нибудь другим, более древним историческим документом, чем его предшественники по летописанию, составители предыдущих сводов, естественно предположить, что рассказ о клятвоприношении сочинен самим Нестором. При составлении рассказа он мог пользоваться некоторыми выражениями того же договора 912 г., отрывки которого приведены им выше в той же связи; ср. в договоре 912 г.: «кльнъшеся оружиемь своимь», «по вірі и по закону нашему», «миръ сътворихомъ», «мы же кляхомъся ... по закону и по покону языка нашему», «на утвьр-жение мира». Имя Перуна он, по всей вероятности, взял из договора 945 (6453) г., заключенного в Царьграде послами Игоря. /// Здесь языческий бог упоминается в следующей связи:

«И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь, и елико ихъ крыцение прияли суть, да приймуть мьсть отъ Бога вьседьржителя, осужение на погыб'Ьль въ сь вЪкъ и въ будущий, а елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да пос'Ъчени будуть мечи своими и отъ стр'Ьлъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь вЪкъ и въ будущий». Далее, в том же договоре 945 г. приводится следующее описание обряда самого клятвоприношения, которым также Нестор мог пользоваться при составлении вышеуказанного рассказа:

«...да на роту йдуть наша хрьстияная Русь по вірі ихъ, а не-хрьстиянии по закону своему ... Мы же, елико насъ крьстилися есмы, кляхомъся цьркъвию святаго Илиі въ съборьнЪи цьркъви и


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017