Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Ср., напр., Чтения в Обществе летописца Нестора, VI, 32.

19 Чтения в Общ. лет. Нестора, VI, 21, Дреговичи; Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии XXXV, ч. I, вып. 1, 349, Северяне, Черниговская губ.; Самоквасов. Курс истории русского права, Дополнения, 30, Северяне; Материалы по археологии России № 28, 17, Кривичи.

20 Ср., напр., Чтения в Общ. Нестора VI, 22, Полесье.

21 Материалы по арх. России № 28, 16, Кривичи.

22 Материалы по арх. России № 28, 17, Кривичи.

64 В.Й.Маясикка

или костей помещались в сосудах или без них еще особенные приношения (Beigaben). Из них самые главные — урны с пищей (кости рыбы и птиц) и питьем и убитые во время сожжения покойника домашние животные, лошадь, собака и пр.24. Существовал ли у восточных славян обычай сожигать вместе с мужскими покойниками и женщин, и рабов, о чем повествуют древние писатели (см. ниже), об этом археология не представляет точных и определенных свидетельств25. В насыпи кургана над прахом покойника обыкновенно встречаются отдельные слои золы и угля, смешанных с костями домашних животных, быка, свиньи, собаки, птиц и с другими остатками пищи, а также горшки. Очевидно, насыпь делалась не вся сразу, а насыпалась постепенно, периодически, причем каждый раз устраивали угощение, остатки которого оставлялись на месте. Черепки, разбросанные на месте сожжения тела или в насыпи кургана, указывают на битье посуды, IX происходившее при погребении тела или при названном периодическом угощении26.