Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

На вопрос, который погребальный обряд — погребение или сожжение — следует считать древнейшим у восточных славян и вообще у славян, навряд ли когда-нибудь можно будет дать удовлетворительный ответ. Оба обряда, по-видимому, долго существовали наравне друг с другом. Даже могилы каменного века по близости

62

В.Й.Мансикка

той области, где следует искать прародины нераздельного славянского народа, представляют сожжение наряду с погребением13. Относительно же бронзового века существует мнение, что в течение двух тысячелетий до Рождества Христова все индоевропейские народы Азии и Европы прибегали к сожжению трупов14. В связи с этим заслуживает внимания гипотеза новейшей славянской археологии, что древнейшим погребальным обрядом у славян было сожжение, причем наиболее типичным для древнейшей дохристианской эпохи считают т.н. поля погребальных урн (игпепГеШег) без курганов, которые местами доходят вплоть до начала первого тысячелетия до Христа и даже до каменного века15. По словам самого выдающегося защитника этой гипотезы Л.Нидерле, обряд погребения проникает к славянам под влиянием чужих культур — римской, ориентальной, германской, скифо-сарматской — в продолжение первого тысячелетия после Христа. К востоку от Вислы погребение— по этой гипотезе— начинает распространяться приблизительно во II-V веках, когда там впервые появляются предметы римской культуры, как можно судить по погребальному инвентарю16. Получив право гражданства под римским и готским влиянием, сначала, как кажется, среди восточнославянского племени полян между II и V веками, погребение мало-помалу вытесняет сожжение и становится в X и XI веках почти исключительно принятым. Последними из восточнославянских племен сжигали своих умерших северяне, радимичи, кривичи и вятичи17. V

Не будучи в состоянии определить, какой похоронный обряд искони являлся типичным для славян, мы, тем не менее, следовательно, можем утверждать, что было время, когда у них почти исключительно практиковалось сожжение, сначала без курганов, а потом — в курганах, и что переход к трупоположению в курганах совершился не единовременно, а в разное время у разных племен и в разных областях в зависимости от чужого влияния. Среди восточнославянских племен погребение в курганах распространяется в славянскую эпоху.

Самоквасов. Труды VIII археологического съезда III, 46 и след.; Антонович, Археологическая карта Киевской губернии 9-10, Труды XI археологического съезда I, 226, подоляне; ср. статью Спицына в Журнале Мин. Нар. проев. 1899, VIII, 305.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017