Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

2 См. Топорков А.Л. Теория мифа в русской мифологической науке XIX века. М., 1997.

46 В.Я.ПЕТРУХИН, СМТОЛСТАЯ

ратуры, «Народная словесность», знаменитый тем, что наряду с маститыми филологами (Аничков, Халанский, Елеонская и др.) в нем принимали участие поэты — А.Блок и С.Городецкий3. Проблемы «исконного» и «наносного», фольклорного и книжного, древнего и нового занимали интеллигенцию серебряного века: мифологические компендиумы, в которых мотивы древнеиндийских вед мешались с мифами скандинавской Эдды и славянскими сказками, переставали удовлетворять думающую публику. «Чем глубже мы вдумываемся в какой-либо памятник народной поэзии, — писал во вводной главе к упомянутому тому Аничков, —тем яснее его основной, религиозно-бытовой или ритуально-обрядовый, домашне-хозяйственный или "международно-политический" замысел. Постепенно какая-то особая, рождающая поэзию жизнь открывается перед нами. Особая живая вера чисто русского, своеобразного христианства, потом христиански-языческое двоеверие, потом старое язычество древних славян — вот толща, через которую пробиваются лучи исследования памятников народной поэзии»4.

Неслучайно поэтому, что практически одновременно три исследователя — Е.В.Аничков, Н.М.Гальковский и В.Й.Мансикка стали работать над анализом источников по русскому язычеству —древнему пласту «толщи» народной культуры. Аничков обратился к корпусу наиболее ранних источников: летописи, поучениям против язычников, «Слову о полку Игореве»5. Независимо от него Н.М.Гальковский собрал в двухтомной монографии практически все доступные ему древнерусские тексты, относящиеся к борьбе церкви с остатками язычества от времен начального христианства до позднего Средневековья6. Подходы двух исследователей к проблеме существенно различались. Аничков шел от источников, обнаруживая в текстах два взгляда русских книжников на язычество: в большинстве текстов отношение книжников было ригористическим, древние боги воспринимались как бесы; в «Слове о полку Игореве» был сформулирован новый взгляд, и боги в евгемерической трактовке могли оказаться предками людей и целых народов, как Белее, чьим внуком именовался в «Слове» вещий Баян, или Дажьбог,