Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

* Далее в статье автор ссылается на свою книгу «Die Religion der Ostslaven», указывая только ее страницы. В переводе также указываются только страницы этой книги.

вопящие и с притворными рыданиями плачущие пять женщин (лат.).

в.мансикка. древнеславянское оплакивание покойников 355

В одном из рассказов о русском ритуале погребения И.Стрюйс описывает, как жена выражает свое горе у тела мужа: она делает вид, будто царапает себе лицо; после этого она неистовствует, впадает в отчаяние и представляется тем более печальной, чем меньше нежности она дарила мужу при жизни (S. 372). С этой точки зрения некоторые выражения печали, упоминаемые в старых источниках — такие, как расцарапывание лица, вырывание волос, нанесение себе телесных ран, которые подвергаются осуждению моралистами (S. 205,207,207, 255: бьются о покойника; S. 337 и 342: режут себе руки и лицо), можно объяснить как внешний обычай, в котором меньше выражено состояние души оплакивающего, нежели забота об умиротворении души. Благодаря сильному, преувеличенному выражению печали парящая вокруг тела и все слышащая душа должна быть настроена дружелюбно, и в результате должно быть отведено все исходящее от нее зло. При нарочито громких рыданиях считалось неважным, была ли плакальщица близкой родственницей, или ее наняли специально для этого. Чтобы не быть узнанным находящейся рядом душой, осторожности ради рекомендовалось также закрывать лицо, подобно плакальщицам в похоронных процессиях, описанных Петреюсом (S. 361) и Олеариусом (S. 366)1.