Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

XXXVII. Описанные в челобитной нижегородские календарные обычаи в целом и во многих деталях сохраняются до наших дней. См. Новые поступления в фольклорный архив. 1976-1982. Календарные обряды. Часть 1 / Сост. К.Е.Корепова. Горький, 1982; Новые поступления в фольклорный архив Нижегородского университета. Календарные обряды. 1983-1996 / Сост. К.Е. Корепова, Ю.М. Шева-ренкова. Нижний Новгород, 1997.

XXXVIII. Анализ русских святочных обычаев «кликания овсеня, коляды и плуги» см. в работе: Топоров В.Н. Три заметки о малых фольклорных формах. 1. Авсень и «Авсеневы» тексты в свете реконструкции // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993. С. 12-24.

XXXIX. В тексте челобитной святочная и троицкая обрядность описана лишь в самых общих чертах с преобладанием оценочных характеристик, поэтому для интерпретации, предложенной

B. Й.Мансиккой, в нем недостаточно данных; в описании летних празднеств отмечено качание на качелях, имевшее не только развлекательный, но и ритуальный характер (см. Агапкина Т.А. Качели // СД. Т. 2. С. 480-483), и вполне достоверные детали купальской обрядности — зажигание дегтярных бочек и веников (см. СД. Т. 2.

C. 366).

Челобитные и государевы грамоты — особая категория источников, практически не подвергавшаяся специальному рассмотрению у

318

Комментарии

предшественников Мансикки. В общих работах по славянскому язычеству перечисляемые в челобитных и грамотах обряды, как правило, возводятся к славянскому дохристианскому — «языческому» прошлому. Существенно, однако, что речь в перечисленных документах идет, как правило, о городских обрядах с упоминаниями коляды, скоморошества и прочих элементов обрядности, свидетельствующих о влиянии византийской «фольклорной» — праздничной культуры. Н.И.Толстой (Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 56-58) подчеркивал особую значимость византийской традиции для становления славянской народной культуры. Ныне эта значимость становится все более очевидной; исследуются механизмы взаимодействия славянской и греческой культур на Балканах (см. из последних работ — Вин Ю.Я. Синтез византийской и славянской социокультурной традиции в среде сельского населения Византии конца XII-XIV вв. // Славяне и их соседи. Вып. 11. Славянский мир между Римом и Константинополем. М., 2004. С. 147-162) — южнославянское влияние очевидно было существенным фактором развития не только древнерусской книжности, но и культуры в целом. Византийско-славян-ский культурный синтез продолжался в Восточной Европе. О византийской традиции календ, русалий, обрядовых боев в связи с каноническими правилами В.Й.Мансикка говорит далее, в разделе о церковном законодательстве.