Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

XXVII. О культурной оппозиции «воскресенье — неделя» см. Flier M.S. NEDELJA versus VOSKRESENJE // Medieval Russian culture. Berkley, Los Angeles, London, 1984. P. 105-149.

XXVIII. См. о «Слове»: ППИДР. С. 161-162.0 персонификации Недели в славянской фольклорной традиции см.: Белова О.В. Неделя//СД. Т. 3. С. 391-392.

XXIX. См. последнее издание поучений: Библиотека литературы древней Руси (БЛДР). Т. 5. СПб., 1997. С. 370-385.

XXX. В некоторых статьях «Русской правды» говорится об испытаниях «железом» (раскаленным?) и водой, но неясно, в чем они состояли. См. Юшков СВ. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С 520.

XXXI. См. последнее издание «Послания Памфила»: БЛДР. Т. 9. СПб., 2000. С. 160-163. В комментариях (с. 516) В.И.Охотникова повторяет ставшие традиционными со времен средневековых поучений утверждения о почитании празднующими «древних божеств» Купалы и Марены (?). Описание обычаев Иванова дня в этом тексте содержит вполне достоверные детали, подтверждаемые позднейшими этнографическими источниками. См. Виноградова Л.Н., Толстая СМ. Иван Купала // СД. Т. 2. С. 363-368.

XXXII. В Послании идет речь о содержании в «убогих домах» до весны и особом способе погребения «заложных» покойников, т.е. самоубийц или умерших внезапной смертью; см. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 88-128.

Комментарии

317

XXXIII. Практика разрьюания могил и выбрасывания трупов за-ложных покойников в случае засухи, мора и других несчастий сохранялась вплоть до XX века. См. Зеленин. Указ. соч.; Толстые Н.И. и СМ. Заметки по славянскому язычеству. 2. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. М., 1978. С. 95-130.

XXXIV. См. последнее издание «Послания о фортуне»: БЛДР. Т. 9. СПб., 2000. С 306-313. Верования в «добрые» и «злые» дни и часы широко распространены в народной традиции. См. СД. Т. 2. С. 94-98; Толстая СМ. Мифология и аксиология времени в славянской народной культуре //Культура и история. Славянский мир. М., 1997. С. 62-79.

XXXV. См. последнее издание «Послания о злых днех и часех»: БЛДР. Т. 9. СПб., 2000. С. 290-300.

XXXVI. Астрологическая магия и лунный календарь сохраняют свое значение и в позднейшей народной традиции славян. См. Азимов ЭТ., Толстой Н.И. Астрономия народная //СД. Т. 1. С 119-121; Плотникова A.A. Звезды // СД. Т. 2. С 290-294; Белова О.В., Толстая СМ. Лунное время // СД. Т. 3. С 147-150.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017