Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

XII. С.А.Жебелев (Жебелев С. Чудеса св. Артемия: врачебная инкубация античного происхождения //Сб. статей, посвящ. почитателями акад. и засл. профессору В.И.Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 471-473) предположил, что упоминание Артемида и Артемиды в «Слове св. Григория» относится не к близнецам Аполлону и Артемиде, а к культу христианского святого целителя Артемия, который был «сближен» с культом Артемиды — Илифии (Рожаницы, помогающей при родах).

Заметим, что реликты культа Аполлона и Артемиды сохранялись в изобразительной традиции самой Византии в средневековый период: см. о камее с изображениями Аполлона и Артемиды — Залес-кая В.Н. Камея с мифологическим сюжетом из Государственного Эрмитажа (О символике античных образов в поздневизантийский период) //Древнерусское искусство. Русь и страны Византийского мира. XII в. СПб., 2002. С. 113-117).

XIII. Предположительно культ Переплута увязывается с оргиа-стическими обрядами, включающими танцы и питье из рогов. Сближался (без достаточных оснований) разными исследователями с Дионисом (В.Пизани), прусским Пильвитсом, богом изобилия (Г.А.Ильинский), Семарглом (Б.А.Рыбаков), балтийско-славянским Поренутом (В.В.Иванов, В.Н.Топоров), богом мореплавания (ср. др.-рус. плути — плыть, А.Н.Соболевский). А.М.Погодин сближал Переплута с Волосом, богом богатства, считая, что в переводе греческих слов его имя произведено из греч. яерг %кото\ («вокруг богатства»). См.: Ильинский Г.А. Одно неизвестное древнеславянское божество //Известия Академии наук СССР, 1927. С. 369-372.

XIV. Осторожная датировка В.И.Мансикки более надежна, чем ранняя (XI в.) датировка Д.А.Казачковой. См.: ППИДР. С. 159-160.

Комментарии

315

XV. Серб.-хорв. диал. блутити «говорить вздор, бессмыслицу» (Вук Караций. Српски р]ечник истумачен иьемачкщем и латинскщем рщечима. Беч, 1852. С. 32); кроме этого свидетельства Вука Караджича, цитируемый Мансиккой контекст — единственная фиксация слова. Предлагаемая Мансиккой этимология, признающая слово германским заимствованием, принимается составителями Этимологического словаря славянских языков (ЭССЯ. Вып. 2. С. 128-129).

XVI. См. Виноградова Л.Н. Мост // СД. Т. 3. С. 303-306.

XVII. О вероятном книжном источнике описываемого в «Слове» и других поучениях обряда с посыпанием пепла см.: Белова О., Пет-рухин В. Демонологические сюжеты в кросскультурном пространстве // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2002. С. 196-216.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017