Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

IX. См. также ППИДР. С. 155-157; о греческом источнике слова см.: Зубов МЛ. Указ. соч. С. 82 и сл. О вероятном болгарском происхождении «Слова», в том числе имен мифологических персонажей Коруны и Вилы см.: Калоянов А., Моллов Т. Слово на Тълкува-теля — един неизползван източник за старобългарска митология // Българска етнология. 2002. Бр. 4. С. 25-41.

X. Кила— в основном значении «грыжа, опухоль, нарост», эвфемистически также — «мужской член» (сев.-рус.) (СРНГ. Вып. 13. С. 205-206); остальные два слова предположительно увязываются с оргиастической обрядностью: буякиня может пониматься как женская параллель к буяк «племенной бык, бугай» (СРНГ. Вып. 3. С. 334), греч. малакия означает «ручной блуд», сперму, культовое употребление которых у эллинов-язычников обличается Григорием Богословом (Назианзином), одним из «трех святителей», наиболее популярных у древнерусских книжников — ср. ранний перевод XI в. 39-го слова о Богоявлении (ср. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка. Т. II. М., 1958. Стб. 102; Зубов М. I. Указ. соч. С. 90-91). А малакия, возможно, связано с малак «буйвол» (СРНГ. Вып. 17. С. 318). Об оргиастических обрядах в русской традиции см. Клейн Л.С. Указ. соч. С. 368-380. Заговоры против болезней и их демонических воплощений включают упоминание килы: см., например, Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв. М., 2002. С. 254.

XI. Б.А.Рыбаков увязал эту книжную трехчастную схему с археологическими эпохами и отнес возникновение культа упырей и бере-гынь к каменному веку, культ рода и рожаниц сопоставил (вслед за древнерусским книжником) с культом древневосточных и античных богов плодородия и связал с эпохой земледелия (от энеолита до же-

314

Комментарии

лезного века). Культ громовержца Перуна— высшего божества древнерусского пантеона — исследователь отнес к эпохе формирования древнерусского государства, подчеркивая, что все культы сосуществовали в пережитках в древнерусскую эпоху (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. С. 24-25 и сл.). «Историческая» схема Б.А.Рыбакова оказывается чрезвычайно уязвимой при обращении к аутентичным, а не книжным источникам по славянскому язычеству: так, само имя громовержца Перун является общеславянским и пра-славянским, имеющим индоевропейские истоки (Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования... С. 4-30); Прокопий Кесарийский в VI в. н.э. сообщает о том, что славяне поклонялись громовержцу как верховному богу (Свод древнейших письменных известий о славянах. Под ред. Л.А.Гиндина и Г.Г.Литаврина. М., 1994. Т. 1. С. 182-183).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017