Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Комментарии

309

XXXVI. Подробный сравнительный анализ летописного текста и текста исландской «Саги об Орваре Одде» был проведен А.Стендер-Петерсеном, Е.А.Рыдзевской и другими исследователями (см. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А.Мельниковой. М., 1999. С. 489 и сл.). Следует отметить, что традиционная точка зрения о версии НПЛ, согласно которой Олег погибает по дороге за море (ср. прим. 125), как ранней, не подтверждается летописной текстологией. Не только ПВЛ, но и позднейшей Киевской летописи известна Олегова могила в Киеве; версию НПЛ можно считать вторичной — фольклорной.

XXXVII. Движения волхвов действительно трудно напрямую связать с «языческой реакцией»: они сходны с другими «пророческими» (милленаристскими) движениями эпохи христианизации. Пять «богов», которые предсказали киевскому волхву, что Днепр на пятый год потечет вспять, не связаны со славянскими языческими богами, как часто считают: эти «боги» — воплощения пяти планет, по которым гадали астрологи-волхвы (ср. Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры. М., 2000. С. 315 и сл.).

XXXVIII. О знамениях см. новую литературу в кн.: Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. СПб., 1995. С. 73-76.

XXXIX. О грехе см. Толстая СМ. Грех в свете славянской мифологии // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000. С. 9-43.

XL. См. последнее издание: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 40. СПб., 2003.

XLI. Ср. южнослав. обычай возжигания дубового полена в рождественскую ночь. См. Толстой Н.И. Бадняк //СД. Т. 1. С. 127-131.

XLII. См. последнее издание: Гваньини Александр. Описание Московии. Пер. с латинского, вводная статья и комментарий Г.Г.Козловой. М., 1997.

XLIII. Слово stado в устаревшем значении «языческий обычай, празднество с танцами; один из танцев на этом празднике» фиксирует словарь польского языка под ред. В.Дорошевского (Slownik j^zyka polskiego pod red. W.Doroszewskiego. Warszawa, 1966. T. 8. S. 683) и документирует это значение ссылкой на следующий источник: Maciejowski W.A. Pami^tniki о dziejach, pismiennictwie i prawo-dawstwie Slowian. Petersburg, Lipsk, 1839. T. 2. S. 89. При этом древ-непольский словарь (Slownik staropolski. Wroclaw etc., 1981. Т. 8. Z. 6/53. S. 406-407) этого значения не дает. Этнографические источники позволяют связать сообщение Длугоша с характерными для западных славян пастушьими мотивами троицких обрядов (см.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017