Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Комментарии

307

дов борьбы, трехчастная погребальная трапеза и др. См. Топоров В.Н. К семантике троичности (слав, trizna и др.) // Этимология. 1977. М., 1979. С. 3-20 (то же: Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. М, 2004. С. 273-291).

XXI. Битье горшков, в том числе и тех, из которых обмывали покойника (у русских), известно во многих славянских традициях: в Калужской губ. это делали на границах сельских угодий, а черепки бросали на чужое поле; на Смоленщине горшок разбивали на перекрестке или выбрасывали в болото; на Украине его разбивали на кладбище, черепки оставляли у креста; так же поступали сербы. См. Седакова 2004. С. 200; С Д. Т. 1. С. 181; Вакарелски 1990. С. 105-106.

XXII. Из комментариев к рассматриваемому летописному тексту см. Рыбаков Б.А. Нестор о славянских обычаях // Древние славяне и их соседи. М, 1970. С. 40-44.

XXIII. Предложенная В.Й.Мансиккой трактовка др.-рус. бьдынъ в целом соответствует версии «Этимологического словаря славянских языков» (ЭССЯ. Вып. 3. С. 112-113), связывающей слав. *6ъ-йупъ с глаголом *bbdeti «бдеть, бодрствовать» и серб.-хорв. бадняк «полено, ритуально сжигаемое в рождественскую ночь при обязательном бдении».

XXIV. О ритуальном бдении при покойнике у славян см. СД. Т. 1. С. 143.

XXV. В недавней работе А.Б.Страхов (Из области обрядовой терминологии: ц.-слав. трызна, (б)дынъ, etc. //Paleoslavica. Х/2002. NO. С. 172-181) ограничил значение слова тризна, считая, что так в летописных и церковно-славянских текстах обозначалась поминальная трапеза. Древнерусский гапакс бдынъ тот же автор возводит к обозначению могильного сооружения, призванного укрепить насыпь: в археологическом отношении эта интерпретация мало обоснована.

XXVI. Общеславянскую сводку данных см.: Левкиевская Е.Е. Игры при покойнике // СД. Т. 2. С. 386-388.

XXVII. Обычай выносить покойника (иногда только «нечистого» или грешника, некрещеного ребенка и т.п.) не через входную дверь, а через заднюю дверь, через окно, через специально проделанное отверстие в стене, не через ворота, а через разобранный забор, через задний двор и т.п. засвидетельствован собирателями XIX и XX в. в разных славянских традициях. См. Вакарелски 1990. С. 96; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 348-349. Цель подобных действий, как и многих других деталей погребального обряда, — воспрепятствовать возвращению покойника.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017