Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

302

Использование у славян и в Восточной Европе амулетов различного происхождения (ср. египетского скарабея, обнаруженного в Ладоге и т.п.) связано с традициями позднеримского синкретического культа. Вместе с тем в раннем Средневековье у восточных славян формируется собственная система амулетов: см. из последних работ — Древняя Русь. Быт и культура. М, 1997. С. 153 и сл.; Недо-шивина Н.Г. Древнерусские амулеты в виде миниатюрных предметов быта и их роль в погребальном обряде //Археологический сборник. Погребальный обряд. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 93. М., 1997. С. 80-108.

XVII. Свечи известны также в древнерусских погребениях X в., принадлежавших, видимо, первым христианам (Пушкина Т.А. Воск и свечи в древнерусских погребениях // Археологический сборник. Погребальный обряд. С. 122-133).

XVIII. В древнерусских курганах X в. известен обычай погребения воина с женщиной и, возможно, — дружинниками-отроками, соответствующий упомянутому Мансиккой описанию Ахмеда Ибн Фадюлана (см. Петрухин В.Я. Погребения знати эпохи викингов // Скандинавский сборник. Вып. XXI. Таллин. С. 153-171).

XIX. У славян и в позднейшее время известны не только «примитивные» гробы (долбленые колоды, несколоченные доски и т.п.), но и погребения без гроба «нечистых», «заложных» покойников, некрещеных детей и др.: См. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 89-128; Navrätilovä А. «Necisti zemreli» v posmrtntfch а pohfebnich obfadech ceskeho lidu // Cesky lid. 1996. 83. № 1. S. 21-31.

XX. Представления Мансикки о Körperseele связаны с данными сравнительной этнографии — верой разных народов в «телесную душу», которая исчезает, когда разлагается или уничтожается труп в могиле. У славян с такими верованиями может быть связано представление о том, что душа пребывает на этом свете в течение 40 дней, до поминок, после чего отправляется на «тот свет». Славянские поверья о смерти, разделяющей душу и тело, проанализированы в работе: Седакова O.A. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М, 2004. С. 58 и сл. См. также Неклюдов С. Об анимистических образах и концепциях в народной культуре // Wiener Slawistischer Almanach 54 (2004). S. 19-29.

XXI. О сооружении надгробий в виде жилищ, в том числе «голубцов» у русских старообрядцев, см. СД. Т. 3. М., 2004. С. 360-362, а также у Мансикки. С. 95.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017