Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

300

Комментарии

V. Сжигание трупов потенциальных «вампиров» (сразу после смерти или через определенное время после погребения), а также умерших от чумы, холеры, оспы и т.п. у южных славян практиковалось вплоть до XX века. См. Филиповип М.С. Спал>иван>е мртвих код 1ужних Словена// Рад Во]вох)анских музе]а. Нови Сад, 1959. Кн>.8. С. 119-131.

VI. В целом характеристика погребального обряда и истоков его традиции у праславян, основанная у Мансикки на классической работе чешского слависта Л.Нидерле (см. русский перевод: Нидер-ле Л. Славянские древности. М., 1956), остается верной. Кремация (трупосожжение) была характерна для культур Центральной и части Восточной Европы, начиная с бронзового века: эти культуры именуются культурами полей погребений или погребальных урн, их носители считаются общими предками германцев, кельтов, славян, балтов и других «древнеевропейских» народов. Трупоположение (ингумация) в этих регионах распространяется с традициями ираноязычных кочевников причерноморских степей — потомков скифов и сарматов в первые века н.э. Господствовать этот обряд начитает с христианизацией славянских народов в X в. При этом в обращении с останками умершего и в период господства кремации обнаруживаются противоположные устремления — удалить и обезопасить труп и восстановить его для «жизни в могиле»: отсюда обычаи оформлять погребальную урну в виде дома или человеческого тела и т.п. См. также о сосуществовании обычаев ингумации и кремации — Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. 1Х-Х1 вв. М; Смоленск, 1995. С. 195-215.