Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 297

ские верховные боги, было известно на всем Переднем Востоке, (Herzog, Realencyklopädie и т.д).

Хорса обычно принимают за бога солнца. При этом, во-первых, ссылаются на приведенное выше место «Слова о полку Игореве», согласно которому Всеслав в образе волка достиг города Тьмутора-кани быстрее, чем «великий Хръсъ» (букв.: большому Хръсъ'у перебежав дорогу). Во-вторых, (имя) Хоре сравнивается со словами, которые в иранских языках обозначают солнце (ср. персидское khores, khor). Какой бы ни была этимология слова, ясно, что Хоре не был славянским богом, а что это имя относилось к какому-то иноязычному мифологическому образу, который каким-то образом стал известен летописцу и последним был произвольно занесен в число местных богов. Литература о Хорее приведена у Niederle, 120-122. Малочисленные славянские топонимы, связанные с Хорсом, можно объяснить и по-другому (ср. Niederle, 122; Jirecek, Dejiny 81; Preis, там же; Jagic в Archiv f. si. Phil.V, 10).

За рамками перечисленных летописцем Киевских божеств — Сварог, оставшийся неизвестным редактору Начального Свода; переводчик Малалы отождествил его с греческим божественным кузнецом Гефестом. К тому, что мы выше написали о Свароге, следует добавить еще следующее. Как объяснить с точки зрения этимологии Сварогъ, Соварогъ, Зварогъ, мнения расходятся. По всей видимости, это слово — не славянского происхождения, а иноязычное, и в этом соответствии Сварог не является местным славянским божеством (ср. Корт в Jagic-Festschrift 261; Niederle, 109). Первоначальное родство с индийским svar, санскр. svarga-s «небо» не представляется возможным. Только на основе толкования в переводе Малалы (Гефест — Сварог считается отцом Гелиоса — Даждьбога), равно как и на основе слова Сварожичь «сын Сварога», как, согласно некоторым поучениям, назывался восточными славянами огонь, и румынского, заимствованного у славян sfarogu, svarogü «сухой, пылающий plus пес ultra» (Syrku в Журн. Мин. Нар. Проев. 1887, CCLI, 2), нельзя объявлять Сварога древним общеславянским (ср. Zuarasici у балтийских славян, с. 72, 75; Niederle, 106) богом неба и солнца. В лучшем случае можно было бы говорить о давно уже забытом, изначально не славянском народном предании, в котором рассказывалось о происхождении огня и солнца, причем оба они представлялись как сыновья загадочного мифологического Сварога. XIV Попутно хотим указать на народные предания остяков, в которых огонь и солнце описываются как брат и сестра (Karjalainen, Jugralaisten uskonto 421).