Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 293

венных отношениях с местными богами (Karjalainen, Jugralaisten uskonto 236, 254, 331). К нему обращаются в случае беды и язычники черемисы, которые причисляют его — под именем Mikola — ]итэ-«Микола-бог» к своим собственным богам (Этн. Обозр. 1904, II, 99, ср. I, 74; Holmberg, Tscheremissien uskonto 91). Святым русской церкви черемисы вообще приписывают большую мощь, чем собственным богам. В случае крайней нужды они молятся им, употребляя слово jumo «бог», напр., Pokro-jumo (русс. Покров, Этн. обозр. 1904,1, 74, 99).

О чрезвычайной популярности Николая в Древней Руси свидетельствуют, среди прочих, Paul Oderborn (Rossos omnes S. Nicolaum tanquam Deum adorare; hunc namque Deum esse tutelarem omnium Rossorum*) и анонимный автор Nouveau Voyage du Nort в XVII в. (Записки Московского Археологического Института XV, 165: «те, кто живут на Севере, в Архангельске, Коле на Кольском полуострове и т.д., не знают другого бога, кроме Св. Николая, который, по их мнению, господствует во всем мире»). XI

Следует еще упомянуть, что русские Святые Фрол и Лавр, которые слывут покровителями лошадей, зачислены в разряд богов языческих вотяков и мордвин: когда у вотяков заболевает скот, «Флору» приносится кровавая жертва (Этн. Обозр. 1909, IV, 32). Фло-ром — Лавром называется у них «скотский бог» (Живая Старина 1903,1—II, 56). У мордвин «Флор — Лавр» считается покровителем лошадей, а Св. Анастасия — покровительницей скота (согласно устному сообщению покойного Х.Паасонена).