Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В то время, когда после жертвоприношения конечности вола зарывали в землю под хлевом, возносили молитвы Власию за здравие скота (Записки Геогр. Общ. по этнографии II, 32). Прежде чем летом выгонять скот на пастбище, также молятся Власию (Харьковский

292 В.Й.Мансикка

сборник VII, 438, Купянский уезд, Зап. Геогр. Общ. по этн. XXXVI, 58, Иркутская губ.). О других деталях почитания Власия см.: Снегирев, 157,158; Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу III, 485 et passim; Веселовский, Разыскания в области русского духовного стиха VIII, 317; В.Миллер, Очерки арийской мифологии 267, 268; Петрушевич, Общерусский дневник 27, 41; Federowski, Lud bialoruski I, 371, Воронежский литературный сборник I, 352; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа XXXVII, II, 38; Зап. Геогр. Общ. по этн. XXXVI, 57; там же, II, 32; Труды этн. отд. XI, I, 40; Сахаров, там же, 24,25; Этн. обозр. 1900, IV, 87, 1906, I-II, 79).

Как видно из приведенных примеров, почитание св. Власия как защитника скота глубоко укоренилось в народных верованиях восточных славян. Оно проникло к ним из Византии, где оно уже встречалось нам раньше, через посредство южных славян. У болгар этот святой был известен под именем Влас. Его народное восточнославянское название Волосъ было образовано по аналогии с теми многочисленными случаями, где церковно-славянское ла соответствует восточнославянскому оно, как, например, глас — голос, влас — волос, клас — колос (ср. Ляпунов в Archiv f. si. Phil. IX, 316; Шиш-манов, там же). По звучанию форма Волос, которая в Древней Руси употреблялась наряду с официальным Власием (BXdmoc;), таким образом, соответствует древнеболгарскому Власъ.

Выведение Волоса из BXaoioc; — не ново; уже раньше теоретически это признавалось вероятным, ср. Niederle 113; позднее Шиита-нов особенно подчеркнул ту роль, которую в этом преобразовании сыграла так наз. народная этимология. X

Как известно, христианство проникло к восточным славянам еще до его официального введения Владимиром (в Киеве ок. 940 г. была церковь Ильи и среди людей Игоря встречались христиане). Его первые следы — помимо узкой прибрежной территории на Черном море, которую занимали греческие колонии — встречаются уже в IX в. Несомненно, легенды о популярных святых и чудотворцах могли найти путь к языческим восточным славянам еще раньше. Таким образом, последние уже достаточно рано узнали покровителя скота Власия, по-болгарски — Власа, и стали почитать его под именем Волоса как «скотья бога». Аналогичные процессы встречаются довольно часто в истории распространения христианства. Шишманов справедливо указывает на пример св. Николая, который почитается в России неславянскими языческими народами как помощник в несчастье, а самоеды молятся ему даже как богу (там же, 528). Как языческий бог выступает тот же самый «Mikola», Mikola-torom «Микола — бог» и в мифологии финно-угорских народов югра: ему приносят в жертву оленей и лошадей, и он должен состоять в родст-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017