Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 291

наделяются св. Фрол и Лавр (Труды этн. отдела 1,188, Шенкурский уезд). Со своей стороны, скот называется «род Власиевский» (Ка-пинский, там же, 362). Дом того, кто отмечает день Власия 11 февраля, никогда не обеднеет, утверждает народ в Вологодской губернии (Труды этн. отд. XI, I, 40). В его честь в этот день в церкви и дома в стойле читают молитвы за процветание скота, в защиту от болезней и злых зверей, а скот опрыскивают святой водой и окуривают (Харьковский сборник I, 74, VII, 438; В.Иванов, Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии І, III, Харьковская губ., Сборник Харьк. Ист.-филол. Общ., там же; Терещенко, Быт русского народа, VI, 37; Зеленин, Описание рукописей ученого архива Имп. Русского Географического Общества, II, 615, Киевская губ., Филологические записки 1888, 26-27). В некоторых местах во время службы коров гонят к церкви и там читают молитвы (Этнографический сборник I, 215, Воронежская губ.: там же V, 104, Курская губ.) Иногда женщины приносят в церковь масло или печенье как жертвоприношение Святому (Сахаров, Сказания русского народа, Народный дневник (1885) 24, Вельский уезд Вологодской губ., Труды IV археологического съезда II, 65, Пензенская губ.; Снегирев, Русские простонародные праздники, III, 156, Олонецкая губ.). Отсюда поговорка «у Власія и борода в маслі» (Даль, Пословицы русского народа VII, 132). В некоторых местах Белоруссии в день Власия устраивают лошадиный праздник (Богданович, Пережитки 68): воздерживаются от работы и дают лошадям корм лучше обычного.

Св. Власия просят о помощи не только в его день. Во время падежа скота проводят плугом борозду вокруг деревни и носят его икону, называя при этом имя Святого (Этнографический сборник VI, Библиогр. 63, Орловская губ., Живая старина 1898, II, 205, Рязанская губ.; Снегирев, там же, 156, Этн. обозр. 1897, III, 188, Тульская губ.). Если скот заболевает или грозит эпидемия скота, к нему обращаются с молитвой, его икону выставляют в хлеве или обносят ее вокруг больного скота (Максимов, Нечистая сила 345, Пензенская губ.; Этн. обозр. 1901, IV, 126, Пошехонск; Терещенко, там же; Этн. обозр. 1892, I, 184, Вологодская губ.; Калинский, 363; Труды этн. отд. V, ч. 1,188, Шенкурск). В Шенкурске коров во время эпизоотии водили к церкви Св. Власия (Снегирев, там же, 157). Его икона, которую держат под крышей хлева, защищает скот от напастей (В.Иванов, там же, 460, Харьковская губ.). В его честь недавно в Орловской губернии на глазах у всей общины забивали молодых волов.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017