Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

290 В.Й.Мансикка

ские греки; писатель X в. Иоанн Геометр называет его Ро8и фроирос; іієуас;, для него также характерен эпитет Рогж6А,ос; (Соболевский, там же 252; Niederle, 113). В византийских молитвах он также выступает как покровитель скота (Записки Имп. Новороссийского Университета XCVIII, 1904, 73; ср. Алмазов, Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (Одесса 1901), 71; Христианское чтение 1877, IV-IV, 446). На старых иконах в России его изображали в окружении лошадей и рогатого скота (Калинский, там же; Попов, там же, 113; ср. Этнографическое Обозрение 1906, I—II, 79). В Средние века в Германии он считался покровителем пастухов (Шишманов, там же, 526). Еще в наше время немцы считают его покровителем скота: в день его именин в Бадене скот кропят священной водой, а лошадей одаривают (Sartori, Sitte und Brauch III, 87; no Birlinger'y, cp. K.Krohn, Suomalaisten runojen uskonto 194, Zeitschrift des Vereins ftir Volkskunde XIV, 432). О почитании его как покровителя скота во Франции см. Louis Du Broc de Segange, Les Saints Patrons des corporations et protecteurs I, 103, и след. В Англии он известен как покровитель торговцев шерстью (Шишманов, там же). У финнов его имя капризом народной этимологии было превращено в Pullukka, Pulletar (ср. pullakka «надутый» и немецкое народное производное Blassius'a от «blasen» (дуть); поэтому Blassius считается покровителем мельников на ветряных мельницах и музыкантов, играющих на духовых инструментах (Zeitschr. d. V.f. Vk. XVI, 432), и его называют святым покровителем скота (K.Krohn, там же; ср. V.I.Mansikka в Живой Старине 1916, 207). Защитником скота у славян его почитают болгары, сербы, чехи и особенно восточные славяне (Калинский, 287, 288; Niederle, 113). По представлениям болгар, св. Влас защищает скот от болезней и диких зверей (Каравелов, Памятники народного творчества болгар I, 185; Шишманов, там же).

Очень богатый материал дает нам в отношении культа Власиуса восточнославянская фольклорная литература. Святой повсюду почитается как покровитель домашних животных, особенно рогатого скота. Наряду с Христом, Матерью Божьей и св. Николаем у белорусов он выступает как важнейший выручатель из беды у крестьян (Материалы для географии и статистики России. Смоленская губерния 288, ср. 270). Часто его называют просто «скотский бог» и «бог коров» (Сборник Харьковского Историко-филологического Общества XVII, 74, Купянский уезд; Известия Имп. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии XXX, Труды этнографического отдела V, № 1, 188, Архангельская губ., Шенкурский уезд, там же, XI, № 1, 40, Вологодская губ., Харьковский Сборник, VII, 438, Купянский уезд, Древности, труды Московского Археологического Общества VII, 230, Олонецкая губ., Этнографическое обозрение 1896, П-Ш, 198, Рязанская губ.). Теми же атрибутами иногда


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017