Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

288

В.Й.Мансикка

можно было бы объяснить как народную форму христианского Власа. Из того обстоятельства, что в перечне богов, учрежденном Владимиром, Волос отсутствует, можно заключить, что летописцы, которые впоследствии интерполировали имена богов, не считали Волоса настоящим языческим богом. Сообщение одной из редакций Жизнеописания Владимира о том, что в Киеве был идол — Волос, было придумано позже и не соответствует действительности.

Чтобы объяснить звуковое соответствие Волоса и Власия — Власа в летописях, мы сначала приведем ряд личных имен и топонимов, которые убедят нас в том, что вплоть до XVII века Волос вместо Влас как христианское имя употреблялся даже священниками (ср. древние краткие формы Егор, Макар, Григор). В Первой Новгородской летописи по т. наз. синодальному тексту XIII-XIV вв. под 1187 г. упоминается игумен по имени Волос монастыря Антония: преставися игуменъ МоисЬи у святыя Богородиця Антонове мана-стыри, и поставиша на місте его Волоса. Другой священнослужитель, которого звали Волос, упоминается в юго-западных русских грамотах в 1565 г. (Тупиков, там же). Это имя, как следует из материала, собранного Тупиковым, было очень распространено и в других кругах населения, например Волосъ Блудкиничь, который в 1230 г. был убит в Новгороде, и Нестеръ Волосъ, крестьянин из Владимира в 1601 г., см. Тупиков, «Волос» и с. 507;Морошкин9 Славянский именослов 47; Соболевский в Сборнике И. Академии Наук т. 88, 250; Ляпунов в Archiv fur slav. Philologie IX, 315; Rozniecki, 517. В Новгородских летописях довольно часто упоминается также Волосова улица. Она получила свое название от находящейся на ней церкви св. Власия, ср., напр., под 1163 г.: священствовалъ у церкви деревяной у Власіа священномученика, на Волосові улицы. В копии летописи (Полное собрание русских летописей III, 215) вместо Волосові стоит Власові. Под 1407 г. в III Новгородской летописи: «поставиша церковь каменну св. священномученика Власія, на Волосові улицы». Вместо Власія стоит в одной из копий (Новгородские летописи, с. 251) Власа. Ср. также I Новгородскую (летопись) под 1348 г. Вблизи Владимира находился раньше Волосовъ монастырь (Буслаев в Сборнике Академии Наук XLII, 255; КТихонравов, Владимирский сборник 110). Этот монастырь дал название лежавшей неподалеку деревне Волосово (Тихонравов, там же, 111). Название населенного пункта Волосово можно встретить в России повсюду, см. Списки населенных мест, Олонецкая губерния, Пудожский и Каргопольский уезды; Волосовский погост как название двух церквей, Московская губ., Клинский и Серпуховской уезды, Калужская губ. — три раза, Костромская губ., Буйский уезд, Владимирская губерния — трижды, Петроградская губерния — пять раз, Рязанская губерния — пять раз, Псковская губерния — четыре раза, Тверская


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017