Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 287

одном из храмов в Гудбрандсдале находилось изображение Thor'а, которому каждый день приносили четыре хлеба и мясо (Mogk, 398; ср. R.Meyer, там же, 435). Его неуемное обжорство подчеркивается (R.Meyer 289, 291; E.H.Meyer, 347). Ср. ироническое выражение [жителя] Пидблянина «Pidjblja». Главной жертвой была, как правило, государственная жертва (Mogk, 390). Примеры человеческих жертвоприношений в Скандинавии весьма многочисленны. В жертву приносили даже сыновей и родственников, так как ценность жертвоприношения повышалась в зависимости от стоимости человеческой жизни (E.H.Meyer, 335-336, ср. Golther, 549, 563). Тора просили о победе в битве (Mogk, 356) и после победы ему приносили главным образом человеческие жертвы (E.H.Meyer, 358, Mogk, 388). Король одновременно был священником по жертвоприношениям (Mogk, 399). В честь Thor'а сооружались многочисленные храмы. На всем севере около 1000 года ни один бог не имел столько храмов, как Thor (E.H.Meyer, 348; Mogk, 356). Ср. приведенное выше предание об Olav'e Tryggvesson'e. Согласно Saxo, Thor был вооружен булавой (Golther, 264). Ср. булава в руке новгородского идола— Перуна. О Thor'e часто рассказывалось в народных преданиях. Его изображение однажды так заколдовали, что из идола заговорил злой дух (Golther, 259). Ср. выражение Новгородской хроники: и в то время вшелъ бЪаше бЪсъ въ Перуна и на-ча кричати. Thor вступает в конфликт с христианскими миссионерами. Разбить его изображение и сжечь его означало победу христианства. Он исчезает в воде; он оплакивает падение язычества (Golther, 260,261). Ср. продолжение приведенного выражения новгородского летописца.

Норманнское влияние проявляется еще, как утверждают некоторые ученые (Rozniecki, 485), в примере стодъ «идол, бог» (Владимирская губерния и в арго нищих, ср. Буслаев, Исторические очерки I, 195 и Словарь Даля) из древнешведского stop, stup, исл. stod «втыкать», «опора». VIII О колоннах и столбах в качестве культовых объектов и изображений богов ср. Rozniecki, там же; Meringer в Indogerm. Forschungen XVII, 159, XVIII, 277, XIX, 444; Feist, Kultur, Ausbreitung und Herkunft der Indogermanen 335; Berneker, Slav. etym. Wb. s. v. Balvam>. IX

Волос. Наряду с Перуном, в договорах, как мы видели выше, упоминается в качестве бога, которым клянутся, Волос — «скотий бог». Из ряда старых летописей, которые опираются на исторические труды Нестора и в которых вместо Волоса упоминается имя св. Власиуса, рус. Власий и Власъ, становится ясно, что звучащие одинаково Волос и Власий — по мнению летописцев — могли заменять друг друга как два идентичных имени. В соответствии с этим Волос


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017