Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 283

perkele, показывают, как бывшие языческие боги под влиянием христианства превращались в злых духов. ///

О том, что Перун как обозначение грозы или, возможно, также в качестве своей мифологической персонификации был известен не только восточным славянам, что его знали и другие славянские племена, свидетельствуют многочисленные названия местностей и личные имена у южных славян, приводимые Йорданом Ивановым (Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук 1903, IV, 140-174), а также такие старые словацкие выражения, как parom do teba, peronova strela ho zabila {Niederle, 97) и старое название четверга perendan, peründan у полабских славян (Niederle, 98). С этим согласуется и приведенное выше высказывание Прокопиоса о почитании бога грома, возведенного в сан единственного и высшего божества у славянских народов, если только можно было доказать, что мнение греческого автора сформировалось совершенно независимо от его знания древнегреческой мифологии — Зевс как бог грома (ср. также: Кирпичников в Журнале Министерства Народного Просвещения 1885, IX, 47). На дохристианскую популярность бога грома у восточных и южных славян может, наконец, указывать очень широко распространенное у этих племен почитание пророка Ильи, который считается самым знатным покровителем погоды; и даже полагают, что он сам производит гром, по-сербски gromovnik (ср. HMächal, Näkres slovanskeho bäjeslovi 24 и след.; Niederle, 104; ср. наличие церкви Ильи в Киеве в первой половине X в., с. 32, 33). IV

В какой связи находится албанский perandi «бог, король» со славянским Перуном, нельзя точно установить (Niederle, 100; Gustav Meyer, Etymol. Wörterb. der alb. Sprache 328, считает, что это слово следует выводить из латинского imperant-).

Из восточнославянских литературных памятников — что касается Перуна — являются Летопись и толкования к проповеди Gregor-s'a. Летопись сообщила нам, во-первых, о договорах с Византией, в которых Перун упоминается как божество, которому клялись восточные славяне. Во-вторых, в летописи приводятся интересные детали почитания Перуна в Киеве и Новгороде, хотя их достоверность значительно снижена переработанной литературной формой. Меньшие сомнения вызывают подробности, которые содержатся в сообщениях о разрушении идолов — перунов. Среди них мы встречаем черты, в которых проступает неприкрытая правда. Если судить по толкованиям к проповеди Грегора, почитание бога грома сохранилось вплоть до времени создания этого памятника. V Толкование представляет интерес и по другой причине: мы имеем в виду указание на то, что был период, когда восточнославянское язычество еще


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017