Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Они также поклоняются видимым <для глаз> духам, которые называются на языке рутенов «Колки» (вар. «Колтки»), по-гречески «коболи», по-немецки «кобольды». Они верят, что эти духи обитают в потаенных местах жилищ или в поленницах; они хорошо кормят этих духов пищей всякого рода для того, чтобы те имели обыкновение приносить своим кормильцам хлеб, тайно взятый из других житниц. Когда же они желают, чтобы эти духи поселились в каком-то месте и питали их, они объявляют свое желание главе семьи таким образом. Они приносят ночью в дом кусочки древесины и кидают их и кусочки навоза разных животных в подойники, полные молока. Когда глава семьи заметит это, он не вынимает кусочки древесины и не выкидывает кусочки навоза из подойников, но вкушает от оскверненного молока вместе со всей семьей. Тогда, говорят, духи появляются и остаются <в этом месте>. Для того же самого в среде этих людей есть предсказатели, которые называются «бурты» на языке Рутенов; призывая души предков, они льют воск в воду и из знаков или изображений, получающихся после вливания <воска>, рассказывают и предвозвещают, о чем бы их ни просили.

На похоронах у крестьян сохраняется такой обычай: тела умерших одевают в платье и башмаки и сажают, выпрямив их, на стулья; сидящие возле покойника родственники обильно пьют и едят: когда выпита брага, начинается похоронный плач, который звучит на языке Рутенов так: «На le le, le le, у procz ty mené umarl, ij za tij nie miel szto yesty albo pity? y procz ty umarl. Ha le le, le le, ij za nie miel kraszniie mlodzice? ii procz tii umarl». То есть: «Увы, увы мне, почему ты умер?