Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

«(О славянах). Когда умирает кто-нибудь из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сожжении покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на тот холм, где собирается семейство покойника, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойника было три жены, и одна из них утверждает, что она (особенно) любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивает их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, [она] становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает.

Все они идолопоклонники... Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: "Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас в изобилии".

При сожигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему (покойнику) Богом. XII

(О руссах). Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (руссов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказания нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешивает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу».

383 Гаркави. 139, ср. Charmoy. a.a.O.

384 Гаркави. 172 и след.

385 Гаркави. 260 и след.; Хвольсон. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста 29.

244 В.Й.Маисикка

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканенную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника, затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении.

Автор приведенных показаний, лично не знавший ни славян, ни «руссов», черпал из источника, которым пользовались и другие арабские писатели. Таковым признают географический труд Джай-хани (СаіЬапі), составленный после 922 г. Джайхани в свою очередь использовал еще более старые источники (первой половины IX в.). Рассказ о славянах восходит к этим старым источникам. Он составлен на основании устных преданий; его автор никогда не был в краю славян386. С другой стороны, отмечены точки соприкосновения с Запиской Ибн Фадлана, указывающие на зависимость показаний Ибн Росте от последней387. Вопрос, к какой славянской группе относятся славяне Ибн Росте, обыкновенно разрешается в том смысле, что здесь разумеются племена, обитавшие около Карпатских гор и к западу от последних388. Догадки же о национальности «руссов» все еще составляют предмет споров между норманнистами и их противниками. XIII


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017