Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

377

шеприведенное показание о хазарских славянах и «руссах» .

Богатый и разнообразный этнографический материал Масуди страдает от недостатков, свойственных вообще арабским сообщениям: от неопределенности этнологической терминологии и недостаточной достоверности сообщаемых фактов. С этими недостатками мы отчасти сталкиваемся при разборе приведенных известий. Этнографический смысл названия «славяне», положим, более или менее ясен; под славянами хазарской земли разумеются, конечно, восточные славяне. Из других сообщений того же автора видно, что он знал также славян южных и западных, другими словами, те славянские племена, которые имели сношения с Византией, Болгарией (Дунайской) и Италией. Гораздо неопределеннее этнографическое значение Масудиевых «руссов». Обыкновенно Масуди различает руссов от славян. Он не называет руссов в своем описании отдельных славянских племен. Страна руссов помещается где-то на севере от Хазарского моря. С другой стороны, Черное море называется Русским морем, потому что руссы живут на берегу этого моря, и «никто кроме них не плавает по нем». Торговля этого великого, разрозненного народа охватывает самые отдаленные друг от друга страны: «Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар». Подробно описано, по словам очевидцев, их внезапное нападение, на кораблях, на

Charmoy. Relation de Mas'oudy et d'autres auteurs musulmans sur les anciens slaves (Mémoires de 1* Académie Impériale des Sciences de St. Pétersbourg, VIe Série, Sciences politiques, histoire et philologie, Tome II, 1834, P. 317). Cp. rapKaeu. 129, 119' Marquart. Osteuropäische und ostasiatische Sreifzüge 502. 377 rapKaeu. 136-137; Marquart. 102.

242 В.Й.Мансикка

побережье Хазарского моря, куда они проникли после 912-913 гг. по Волге. Относительно национальности руссов приведенные данные позволяют установить только то, что между руссами и славянами для Масуди не существовало племенного родства и что по образу жизни первые скорее похожи на норманнских мореплавателей и торговцев, чем на оседлых земледельцев, обитателей русских равнин. Но все же, несмотря на все это, вопрос, норманны ли Масудие-вы руссы или славяне, остается открытым. Во всяком случае, заслуживает быть отмеченной параллель между описанием руссов и их обрядов в Записке Ибн Фадлана и приведенными показаниями Масуди. Не находился ли Масуди, передавая о сожжении умерших у славян и руссов, под влиянием известного рассказа Ибн Фадлана?3 8


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017